электронная версия


15 октября 2002 года

Школа - наш дом

В октябре 2002 года Ижемская специальная (коррекцинная) школа-интернат отмечает свой небольшой юбилей: нам исполняется 30 лет. В связи с этим событием хотелось бы немного рассказать о школе и людях, которые здесь трудятся. Школа была открыта в 1972 году. Размещается в типовом здании на 192 места. В 1995 году ввели пристройку на 400 кв.м. Общая площадь школьного здания - 1400 кв.м. В школе имеется 10 классных помещений, библиотека, медпункт, физиотерапевтический кабинет, слесарная, 2 столярных, швейная мастерская, кабинет сельскохозяйственного труда, кухня, столовая на 52 посадочных места, физзал и другие помещения. В этом учебном году получили оборудование для обувной мастерской, имеются здание интерната на 72 воспитанника, прачечная, кастелянская, склады, гараж на 3 бокса. В подсобном хозяйстве школы ежегодно получают 7-8 тонн картофеля, 600-800 кг огурцов, выращивают морковь, свеклу, капусту, кабачки, лук, чеснок, укроп, петрушку, имеется набор машин и механизмов для обработки полей, теплица круглогодового действия, пленочная летняя теплица, овощехранилище, свинарник. Вся продукция подсобного хозяйства идет на удешевление питания. Весь школьный комплекс расположен в сосновом парке и занимает 17,5 га. В школе обучаются 130 учащихся со всего района. Школа круглогодового и круглосуточного действия, обеспечена высококвалифицированными кадрами. В ней работает 34 педагога, из них 32 человека имеют высшее и среднее специальное образование, в том числе 1 Пoчетный работник общего образования, 1 отличник народного просвещения, 9 учителей первой квалификационной категории, 2 дефектолога, логопед и психолог. Коллектив в школе стабильный, текучести педкадров практически нет. Для успеха в учебно-воспитательной работе, на наш взгляд, нужно обеспечить исполнение 3-х задач. Это полезная занятость детей; хороший эмоциональный фон в коллективе учащихся и работников школы; непрерывный профессиональный рост учителей и воспитателей. Основная задача коррекционной школы - социально-трудовая адаптация воспитанников и их успешная интеграция в общество. Выпускники школы должны уметь жить в обществе, зарабатывать на жизнь. Весь учебно-воспитательный процесс и подчинен этому. Для обучения профессии у нас имеется 5 мастерских, которые специализируются по столярному, слесарному, швейному, обувному делу и сельскохозяйственному труду. Трудовое обучение является ведущим предметом и именно по нему учащиеся выпускного класса сдают экзамены. Во внеурочное время воспитанники заняты общественно-полезным трудом, в подсобном хозяйстве (выращиваем поросят), в кружках и объединениях по интересам. Ежегодно в школе работает более 20 кружков: кукольный, спортивные, предметные, музыкальные, а также «Домоводство», «Хозяюшка», «Умелые ручки» и т.д. Учащиеся нашей школы стали призерами на республиканской выставке детского творчества. Кроме того, мы два года подряд становились победителями республиканского смотра-конкурса пришкольных участков среди интернатских учреждений. Много времени отводится на занятия физкультурой и спортом. В течение года работают семь спортивных секций и кружков. Ребята учатся играть в баскетбол, волейбол, теннис и другие подвижные игры. Традиционными стали лыжные и беговые эстафеты, кроссы, соревнования в честь открытия и закрытия сезона. В прошлом учебном году принята школьная программа «Здоровье», цель которой - воспитание потребности здорового образа жизни. Хороший эмоциональный фон достигается прежде всего на основе педагогики сотрудничества. Тщательная подготовка к уроку, доступность изложения материала, учет индивидуальных особенностей учащихся, нацеленность учителя на решение коррекционных задач обучения, тактичность, демократизм, уважительное отношение к детям - основа благоприятного климата учебного труда, эти моменты дополняются элементами соуправления в организации быта и труда детей, художественной самодеятельностью и системой праздников. Совет интерната, избранный детьми орган, решает вопросы организации быта в интернате. Имеется совет детской организации «Радуга», преемницы пионерской организации. В традицию вошло проведение Дня именинника, Дня урожая, недели Радужат, а также предметных недель труда, математики, русского языка, географии, «Театр и дети». Значительным событием детской организации стало создание фольклорного коллектива «Катшасинъяс». Экскурсии, выезды в трудовые коллективы, школы, садики района с концертами, спортивные соревнования, просмотр широкоэкранных фильмов в интернате, работа видеосалона в школе, дискотеки, отдых в оздоровительных лагерях - все это меры, создающие радостное настроение у воспитанников. И о профессиональном росте педагогов. Они постоянно повышают свой теоретический уровень в школе и на курсах повышения квалификации, которые организуются в Ижме и Сыктывкаре. У нас постоянно работает спецсеминар по психологии и педагогике, возглавляет который психолог школы Вокуева Т.Н. Налажена работа методических объединений, на которых разбираются актуальные для школы вопросы. В школе внедрена и адаптирована здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного. Все начальные классы успешно работают по этой системе. Кроме того, активно применяются элементы технологии Всеволода Зайцева. Многие учителя и воспитатели повышают свою квалификацию в г.Сыктывкаре. За последние 5 лет съездили на курсы 16 педагогов. Тематика семинаров самая разнообразная: «Пути повышения эффективности воспитательной работы в интернатных учреждениях», «Новые подходы преподавания математики в коррекционных школах 8 вида», «Создание развивающей среды в условиях детских домов, школ-интернатов», «Методическое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» и т.д. Все это в совокупности помогает совершенствовать учебно-воспитательный процесс в школе-интернате. Я думаю, что нам есть чем гордиться, и работники школы делают все для того, чтобы наша школа-интернат стала для воспитанников вторым домом.
Т. Осокина, директор школы.
На снимке: коллектив преподавателей школы.

Прикасаться к Матери-Природе
должны чистые руки и светлые головы

Прочел в газете «Новый Север» содоклад А.С. Канева «Проблемы экологического воспитания и пропаганды в Ижемском районе» и понял, что содоклад этот ни в коей мере не связан с охраной окружающей среды, что направлен он против русских, против русского народа. Я и не знал, что я, русский человек, не уважаю себя и, более того, что якобы в обществе сложилось мнение, что русский народ – зло, а зло подлежит искоренению. Впервые в СМИ читаю такое. Нет такого общества, А.С. Канев, и быть не может, потому что вокруг я вижу нормальных людей с простым человеческим лицом, со здоровой психикой. А слова ваши – это плод вашего больного воображения, если не сказать больше. И каждый русский человек, если он таковым себя ощущает, гордится этим хотя бы потому, что этот народ дал миру великую литературу и искусство. И это признают все народы на всех континентах. Если создано что-то прекрасное и доброе, что согревает душу – какая разница, какой национальности его автор? Да, людям надо очень осторожно относиться к СМИ, особенно к таким публикациям, как ваша, А.С. Канев. Но я верю, что своим подсознанием люди поймут, кто вы и в каком качестве вернулись на Ижемскую Землю. Неужели и после вашего такого омерзительного содоклада вы будете вещать со страниц газет как председатель общественного комитета защиты среды обитания? Нет, прикасаться к Матери-Природе должны чистые руки и светлые головы. К сожалению, да, население большинства народов России сокращается (я сознательно опускаю ваш эпитет, он противоестествен и никому не приятен, и повторяя его, мы приближаем его суть), и ученые пока не могут понять причину падения рождаемости. И падает она не только в нашей стране, но и на благополучном и любимом вами Западе, который жирует за счет ресурсов других стран и дышит воздухом, что производят леса России. А потрясающая рождаемость в голодающих странах Африки?! Нет вроде никакой логики. А, может, есть тут мудрость Природы, которая пока нам не ясна. Но я уверен, инстинкт самосохранения сработает, и женщины народов России начнут рожать. И все-таки поговорим об экологии, ведь проблема так важна и так назрела. Прост и понятен доклад Ф.Ф. Терентьева. Бывает, хочется впасть в отчаяние, когда видишь вылитые на улицу помои, или выброшенные украдкой подальше иные бытовые отходы, или загаженный лес за поселком. И думаешь, что же происходит? Почему дает сбой наша система воспитания, система образования, ведь не учат там такому. А между тем, есть в окрестностях г. Геленджика школа академика Щетинина, где учатся и учат 300 учеников, и школа эта находится в системе Министерства образования. За 5 лет ученики этой школы получают не только среднее, но и высшее образование. А нравственно-духовный потенциал?! Он просто не поддается нашему пониманию, пониманию современных людей, прежде всего их жизнь в единстве и гармонии с Природой. И никогда из стен этой школы не выйдут наркоманы, грабители, стяжатели. Но почему об этой школе почти не говорят в СМИ? Почему молчит само Министерство образования? Почему дважды покушались на жизнь академика Щетинина? Вот вопросы. И нет ответа. Да, давно пора задать нам себе вопрос: куда идет человеческая цивилизация в своем развитии? К прогрессу или регрессу, самоуничтожению? Как повлияли великие открытия, которые мы считаем «прогрессом», на Природу, на нас? Напридумали, наделали машин и механизмов, грохочущих и лязгающих, отравляющих воздух своими выхлопами, создали мирный и не мирный «атом» и вдруг поняли, что если даже тысячная доля этого взорвется, Планеты Земля не станет. И теперь не знаем мы, что делать с этим, как уничтожить «атом», его отходы? Так что же это за прогресс, который может нас уничтожить? Природа еще не раз будет заставлять нас хоть иногда отвлечься от стремления к материальному и задуматься об ином своими катаклизмами: смерчами, ураганами, землетрясениями. Она не может не протестовать против неразумной деятельности человека. Но мы вернемся, обязательно вернемся к пониманию Природы, к познанию своего места в ней, мы вернемся к пониманию того, как жить в гармонии с Матерью-Природой и творить добро.
М. Хохлин,
п. Том

Дорога на Большую Землю

В нашей газете уже была опубликована небольшая информация «Комиинформа» «Дорога жизни» об открытии дороги от Плотник Носа до Усть-Цильмы. Расскажем об этом событии подробнее. Открытие участка дороги было приурочено к торжествам по случаю сдачи в эксплуатацию моста через речку Заостровка. Мост расположен на территории нашего района и, кстати, пока самый длинный из существующих – 72 метра, из республиканской казны на него было потрачено 700 млн. рублей. И притом в основном возведенный из металлических конструкций. Это – первый мост в районе из металлоконструкций. Для принятия моста выезжала туда госкомиссия, в которой наш район представляли глава администрации района В.И. Чупров, председатель райкомитета по охране окружающей среды Ф.Ф. Терентьев, директор лесхоза А.М. Дмитрачков, руководитель ГАИ района Я.М. Чупров. А через несколько дней состоялась официальная сдача в эксплуатацию не только этого моста, но и в целом дороги Плотник Нос – Усть-Цильма. В торжествах приняли участие не только представители нашего и Усть-Цилемского районов, но и официальная делегация правительства республики во главе с Главой РК В.А. Торлоповым (кстати, во второй раз в этом году). В составе делегации были: И.Х. Кулахметов, федеральный инспектор по РК, Е.Н. Трофимов, член Совета Федерации России, В.А. Потолицын, зам. председателя Госсовета РК, В.М. Осипов, руководитель администрации Главы республики, В.И. Худяев, председатель Комитета по дорожному строительству РК, М.А. Шаров, генеральный директор ООО ПСО «Труддорстройпром», В.А. Пронин, ген. директор КГУПРСП «Комиавтодор». Из нашего района в торжествах приняли участие глава администрации В.И. Чупров, гл. инженер ООО «Северстрой» С.И. Мельников, руководитель ДРСУ Н.Т. Братенков и др. Таким образом, сквозная дорога Ираель-Ижма-Усть-Цильма протяженностью в 224 километра открыта для любых видов автотранспорта. На митинге в честь открытия дороги выступили Глава республики В.А. Торлопов, М.А. Шаров, В.А. Пронин, глава администрации Усть-Цилемского района Л.П. Торопова и наш глава В.И. Чупров. За активное участие в строительстве этой автодороги награждены Почетной грамотой МО «Ижемский район»: Пархачев Василий Иванович – ведущий специалист Управления контроля качества и приемки работ Комитета Республики Коми по управлению дорожным хозяйством; Мельников Сергей Иванович – главный инженер ООО «Северстрой»; Канев Иван Яковлевич – экскаваторщик ООО «Северстрой»; Голайдо Николай Иванович – экскаваторщик ООО «Северстрой»; Елезов Анатолий Сергеевич – главный инженер Ижемского ДРСУ; Рочев Александр Иванович – главный инженер Ижемского ДРСУ; Дуркина Александра Николаевна – специалист по кадрам Ижемского ДРСУ; Гриншпон Борис Захарович – главный технолог ООО «Автомост» ЗАО СПК «Темп-Дорстрой»; Вешняков Сергей Анатольевич – зам.ген.директора ООО СПК «Северная магистраль» ООО ПСО «Труддорстройпром»; Шишелов Сергей Арсентьевич – машинист дизельной электростанции ООО «Северные мосты» ООО ПСО «Труддорстройпром»; Орлов Юрий Алексеевич – главный инженер проекта ГУП ПИ «Севдорпроект».
Г. Артеев.
На снимке: во время строительства моста (фото 2001 г.).

Используются технологии uCoz