электронная версия


22 октября 2002 года

«Белорус» научит

Не так давно десятилетний юбилей образовательной деятельности отметило Щельяюрское ПУ-27. В 1993 году в первом выпуске училища юноши и девушки получали навыки по 7 специальностям. В этом же году на 2 специальности больше. Всего же специалистов было выпущено 671 человек. За годы своего существования ПУ получило известность не только в нашем районе, но и во всей республике. Так, четверть учащихся составляют усть-цилемы, также учатся из Усинска, Печоры. По словам директора училища О.Н. Ануфриева, выпускники проблем с трудоустройством не испытывают. Наибольшей популярностью пользуется специальность тракториста. До недавнего времени ребятам приходилось практиковаться только на гусеничном тракторе, в дальнейшем, уже на предприятиях, им приходилось переучиваться на вождение колесных тракторов. На днях училище получило своего рода подарок - трактор МТЗ-82. Вот что сообщил нам по этому поводу Олег Николаевич: - Два года назад депутат Госсовета РК О.М. Терентьев посоветовал направить заявку на получение трактора в министерство сельского хозяйства РК. За это время было направлено несколько ходатайств, полгода назад приезжал представитель министерства, и как результат - в нашем гараже новый трактор. Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить Минсельхоз республики, О.М. Терентьева.
На снимке: директор училища О.Н. Ануфриев.

Серьезный экзамен для животноводов

На дворе уже настоящая зима. Сельхозпредприятия подводят итоги по кормозаготовкам. Они не радуют. По данным колхозов, под снег ушло 1667 гектаров из-под кормовых культур. Но фактически эта цифра не отражает действительности, т.к. в число убранных площадей включены и те поля, на которых после заморозков выпускали на выпасы общественный скот. Ежегодно еще выполнялись планы по закладке зеленой массы на силос. А в этом году заложили ее всего 41,2 процента к намеченному. Правда, задания по производству сенажа выполнены на 114,3 процента, но этот витаминный корм производится только в четырех колхозах из девяти. Зеленой массы на силос заложено больше всего в ООО «Красноборское» - 80 процентов к плану. Для более или менее нормального проведения стойлового периода на каждую условную голову скота необходимо заготовить собственных кормов не менее 18-20 центнеров кормовых единиц. На эту зимовку заготовлено всего 10,2 ц.к.е. Как сообщается в СМИ, такое положение не только в нашем районе. Так, даже в преуспевающем аграрном комплексе Ухты ушли под снег около 200 гектаров кормовых, 40 гектаров картофеля, 3 – моркови и т.д. Но это – слабое утешение. Если ухтинцы в состоянии приобретать корма на стороне, у нас средств на это нет. Тем не менее, надо предпринять все возможное, чтобы сохранить дойное стадо, не допускать резкого снижения упитанности скота, а, стало быть, надоев молока. Серьезнейшее внимание надо обратить на строгий контроль за расходованием и на заготовку дополнительных кормов.
"НС".

Пароход – хорошо, самолет – хорошо,
а автобус - лучше!

27 октября в нашей стране будут отмечать День работников автомобильного транспорта. Автомобильный транспорт сегодня - это динамично развивающаяся отрасль народного хозяйства РФ. В нашей Коми Республике автомобиль, автобус фактически вытеснили воздушный и речной транспорт. За последние годы ГУП «Ижемское АТП» превратилось в стабильно работающее, передовое предприятие. Его задачи - надежная, круглогодичная перевозка пассажиров как в пределах района, так и за его пределами. Со своими задачами АТП справляется успешно. Корреспондент «НС» В.М. Канев накануне профессионального праздника Российских автомобилистов встретился с руководителем ГУП «Ижемское АТП» В.И. Сумароковым. Вот что рассказал читателям «НС» Василий Иванович: - АТП входит в систему Министерства транспорта РФ, в РК АТП является подразделением Министерства промышленности, министр – В.П. Баскаков. Работаем, как можем, люди трудятся добросовестно, своевременно выплачивается зарплата. Предприятие выполняет любые рейсы, чтобы заработать «копейку». Здесь привыкли рассчитывать только на себя, понимая, что никто, никакой «добрый дядя» не принесет в АТП денежек на «тарелочке с голубой каемочкой». Не раз я бывал на этом предприятии, разговаривал с водителями, ремонтниками, пассажирами, в результате пришел к выводу, что стабильность предприятия, его успехи в немалой степени зависят от деятельности руководителя АТП В.И. Сумарокова. Во-первых, это рачительный хозяин, в лучшем смысле этого слова, это чувствуется и видно во всем: в гараже, где всегда чисто, сухо, тепло и светло; на территории, где заметен даже кем-то небрежно брошенный окурок. Здесь не увидишь праздно болтающихся бездельников, каждый занят своим делом. Признаки настоящего хозяина можно увидеть и в делах, казалось бы, далеких от пассажироперевозок, к примеру, здесь строго следят за рациональным использованием тепла. Расход тепла определяется по счетчику, имеются регуляторы подачи тепла, в зависимости от температуры наружного воздуха. Учет и контроль дают экономию в расходовании тепла по предприятию до 30%. А эти 30% превращаются в «живые деньги» и также работают на благо предприятия. Вот из таких «мелочей» складывается благополучие предприятия. Руководство АТП строго ведет счет деньгам. Для взыскания долгов от недобросовестных должников руководство АТП обращается в арбитражный и федеральный суды, в зависимости от статуса должника; так, обратились в Арбитражный суд РК с иском о взыскании задолженности с администрации Ижемского района в сумме 1 млн. 666 тыс.руб. Другой пример: житель п. Щельяюр на частном автомобиле столкнулся с автобусом АТП, причинил повреждения автобусу. Снова иск, на этот раз в федеральный суд. Виновник возместил ущерб предприятию без суда, а это немалые деньги. Сегодня администрация снова в долгу перед АТП, сумма долга около 500 тысяч рублей. Это задолженность за перевозки «льготных» пассажиров, наша администрация постоянно «забывает» возмещать расходы на перевозку «льготников». Сегодня АТП перевозит все категории льготников, во что это обходится для АТП - читайте выше. Приходится буквально выколачивать деньги с должников, если этого не делать, предприятие пойдет «по миру». Вот так складывается финансовое благополучие АТП. За 9 месяцев 2001 года перевезено пассажиров по всем направлениям 1 млн. 704 тыс. человек, за тот же период 2002 года уже 1 млн. 752 тысячи человек. Пассажирооборот (в тысячах пассажирокилометров) за 9 месяцев 2001 года составлял 30,08 миллиона пассажиров, за этот период 2002 года он равен уже 30,7 миллиона пассажирокилометров. Имеется рост по основным показателям предприятия. АВТОПАРК. В конце 2001, начале 2002 годов предприятие по лизингу приобрело 6 автобусов марки ПАЗ и 1 автобус ГАЗель. Состояние автопарка АТП руководитель оценивает как удовлетворительное. В перспективе планируется переход на автобусы большей пассажировместимости, на «Икарусы». Их предполагается использовать на маршрутах до ст.Ираель, г. Ухта и Сыктывкара, на чартерных рейсах, это в период студенческих каникул, в период массовых отпусков, но здесь многое будет зависеть от состояния дорог. ДОРОГИ. Они желают много лучшего, на трассе Ижма-Щельяюр есть участок грунтовой дороги, который разбит тяжелыми нефтевозами. Нет песка на спусках и подъемах на трассе Ижма-Ираель, совершенно не обслуживается трасса Том-Керки. Здесь имеются серьезные претензии к Ижемскому ДРСУ (Н.Т. Братенков), ООО «Северстрой» (С.З. Семяшкин), ООО ПСО «Труддорстройпром» (Шаров М.А.). Дороги – это боль автомобилистов. «ПИРАТЫ». Так называет В.И. Сумароков тех, кто занят перевозкой пассажиров без лицензии. Таких перевозчиков много, они сильно осложняют жизнь водителей автобусов АТП. С положительной стороны Василий Иванович отметил частного перевозчика В.М. Канева, который начал заниматься этим делом одним из первых в районе. Он пользуется доверием и уважением как среди пассажиров, так и водителей АТП. Особенно подчеркнул руководитель то, что администрация района не занимается организацией деятельности частных извозчиков. НЕФТЕВОЗЫ. Большую угрозу для перевозки пассажиров представляют тяжелые нефтевозы. Их скорость ограничена до 60 км/час, однако, есть лихачи, которые гоняют 80-90 км/час, забывая о людях. Все это чревато самыми тяжкими последствиями. Таких лихачей нужно убирать с трасс автобусов, лишать их водительских прав. КОНТАКТ С ГАИ. Такой контакт есть постоянно. Я.М. Чупров частый гость в АТП, работники ГАИ всегда откликаются на любую просьбу о помощи – сопровождают автобусы с детьми и т.д. АВАРИЙНОСТЬ. За 9 месяцев 2002 года аварий по вине водителей АТП не допущено. В АТП постоянно идет работа по повышению квалификации водительского состава. Команда АТП - постоянный участник многих соревнований на профессиональное мастерство. Так, в июле 2002 года команда АТП в составе А.В. Филиппова, О.И. Истомина, В.Н. Канева, В.А. Сметанина заняла 2 место среди команд-участниц первенств РК по профессиональному мастерству в г. Ухта. Все члены команды награждены ценными подарками и Дипломами. Возглавлял команду сам В.И. Сумароков. А.В. Филиппов занял 3 место среди водителей автобусов ПАЗ в личном первенстве. Водитель И.И. Терентьев награжден медалью «За заслуги перед Отечеством» 2 степени. ЛУЧШИЕ люди АТП. В.И. Сумароков сказал, что в коллективе АТП «худших» нет, все трудятся на совесть, в АТП есть коллектив, есть взаимопомощь, уважение друг к другу. Создать коллектив удается не каждому руководителю, здесь нужен особый дар, мне кажется, В.И. Сумароков не лишен этого дара. И все же, достойны похвалы А.В. Распутин, В.А. Семяшкин, А.Д. Канев, М.Е. Рочев, И.И. Терентьев, А.В. Сердюков, Д.А. Попов. Особо стоит отметить работников бухгалтерии АТП – А.А. Когут (ст. бухгалтер), Е.П. Артееву (бухгалтер-кассир), они работают столько, сколько нужно, их работа также влияет на общую картину АТП. Кстати, Е.П. Артеева награждена Почетной грамотой «Комитрансавто», Почетной грамотой Минпрома РК награжден А.Д. Канев, Почетной грамотой РК - А.В. Филиппов. Сегодня ГУП «Ижемское АТП» - одно из немногих предприятий в нашем районе, которое успешно внедрилось в систему т.н. рыночной экономики, приспособилось к жестким условиям этого рынка и успешно выполняет стоящие перед АТП задачи. Здесь не стенают о трудностях, не плачутся на недостаточность финансирования, здесь научились зарабатывать деньги. Может быть, для кого-то «зарабатывание денег» звучит слишком жестко, меркантильно, но, нравится нам это или нет, жизнь заставит нас жить по жестким законам рыночной экономики. И здесь очень многое зависит от руководителя предприятия. Сильный руководитель «сколачивает» вокруг себя сильную команду, слабый – собирает возле себя слабых… О ВЕТЕРАНАХ. ГУП «Ижемское АТП» еще молодое предприятие, здесь нет большого числа ветеранов. В АТП не забывают В.Е. Черных, который стоял у истоков зарождения нынешнего АТП. Он одним из первых стал водить автобусы по грунтовым, грязным, пыльным, тяжелым дорогам нашего района. При нем зародилась основа нынешней материальной базы АТП. Вот такой вот рассказ о делах наших автомобилистов – работников ГУП «Ижемское АТП». Редакция газеты «Новый Север» поздравляет всех работников Ижемского АТП с их профессиональным праздником, всех водителей нашего района, которые ночью и днем, в любую погоду крепко держат «баранку» автомобиля, выполняя нужную и важную работу – перевозку пассажиров и народнохозяйственных грузов. Ровной, сухой, твердой дороги вам, надежных тормозов, «капитаны» тяжелых северных дорог.

Кстати, о «пиратах». Как сообщил начальник ГАИ Ижемского РОВД Я.М. Чупров, 11 октября с.г. к ответственности привлечен еще один «пират» (т.е. лицо, занимающееся частным извозом не имея лицензии), это житель ст. Ираель В.Ф. Масалович, он оштрафован мировым судьей на пять минимальных размеров оплаты труда. К т.н. «пиратам» будут приниматься самые жесткие меры воздействия. Порядок на дорогах будет обеспечен.

Одна из самых старинных в районе

После службы в рядах армии в 1953 году я вернулся в свой район. До этого после окончания пединститута немного поработал учителем в Троицко-Печорской средней школе. Пошел в роно. Заведующий В.М. Пальшин предложил мне выехать на работу в Красноборскую семилетнюю школу.
… Приняли в школе очень хорошо. Директор школы И.С. Плосков сразу же устроил на квартиру, правда, частную. Хозяйка, Марина Ларионова, создала домашний уют. Познакомился и с коллегами по работе, которые во всем шли навстречу. Особенно большую методическую помощь оказали директор, Иван Степанович, и завуч, Валентина Михайловна Ануфриева. Особенно подружился с учителем географии Н.А. Терентьевым. Это был прекрасный человек, интересный собеседник, хорошо знающий историю нашего края, тем более, что в годы гражданской войны он был комиссаром одного из красногвардейских отрядов. С Николаем Андреевичем мы вместе разбивали небольшой зеленый парк около школы, участвовали в художественной самодеятельности. Были у него сыновья – близнецы. С ними у меня на первом же уроке произошел курьезный случай. (Учились они, кажется, в 6 классе). … По списку на первом уроке стал вызывать учащихся, чтобы познакомиться с ними. В числе других вызвал Генриха Терентьева. Паренек встал. Немного погодя вызвал Фридриха Терентьева. Встает.
-Меня не обманешь, тебя уже вызывал, почему на другое имя откликаешься? И только после их объяснения понял, что это, оказывается, близнецы. До того похожи друг на друга, что даже директор школы, который жил по соседству, не всегда мог различить их и нередко обращался к одному из них весьма оригинально: «Фидегене»... Одновременно на бюро райкома ВЛКСМ был утвержден внештатным инструктором по нижнеижемскому кусту. Приходилось организовывать различные молодежные мероприятия, участвовать на комсомольских собраниях. В Вертепе, например, путем воскресников обустроили волейбольную площадку. Чаще всего наезжал в Вертеп, т.к. там директором школы был мой земляк из Бакура, даже родственник, Виктор Иванович Колодешников, а председателем колхоза - хороший знакомый Степан Александрович Терентьев. Активно сотрудничал и в районной газете «Г\рд Печора». Еще в армии я стал писать в армейскую газету «За Родину» и даже замещал во время отпуска одного из заведующих отделом. Когда попросили на работу в районку, согласился. Да и к дому ближе – от Бакура до Ижмы всего 4 км. В тот год вместе со мной в этой школе работали Яков Маврикович Терентьев и его жена Раиса Ивановна, Улита Николаевна, Ольга Осиповна Терентьевы, Михаил Иванович Хаймусов, Федор Филиппьевич Сметанин, Елена Николаевна Семяшкина, Руфина Алексеевна Рочева, Нина Филиппьевна Плоскова и другие. Этот год работы в Красноборе был годом моего вступления в творческую жизнь.
Из истории школы
Первые поселенцы на этом месте появились в 1763 году. Места были очень живописными: рядом сосновый бор (Мишка яг), вдоль берега - полоса лиственничного леса. Земли на южных склонах давали хорошие урожаи. За рекой Ижмой прекрасные угодья, река была богата рыбой. Заливные луга обеспечивали кормом скот. В 1863 году, почти через сто лет после возникновения села, открылась в селе школа. 1 октября этого года за парты сели 30 мальчиков от 8 до 13 лет. Первым учителем был уроженец Ижмы Николай Феонович Канев. Первые шесть девочек поступили в школу спустя 5 лет. Долгое время школа размещалась в частных домах. И только в ноябре 1900 года перешла во вновь построенное в центре села школьное здание. В 1909 году школа была реорганизована в двухклассное приходское училище. В этом же году были открыты школы в Диюре и Вертепе. В 1916 году открылось городское училище, отдельно от приходского. Затем оно было реорганизовано в школу второй ступени, но у нее было всего два выпуска. В 1925 году, опять же отдельно от школы второй ступени, открылась школа крестьянской молодежи. Ее организатором был Питирим Иванович Размыслов. В ШКМ учились подростки -мальчики и девушки – начиная с Пожни до Усть-Ижмы и с населенных пунктов Припечорья вплоть до Кежвы. Другими словами, в этой школе учились дети с населенных пунктов, которые входят теперь в Ухтинский, Ижемский, Усинский и Печорский районы. Школа первой ступени в 1927 году участвовала во Всероссийском конкурсе на лучшую школу, и ей было присвоено звание имени десятилетия Октября, присуждена премия. Заведующим школой тогда работал заслуженный учитель республики Иван Григорьевич Стрелков. На базе двух школ – ШКМ и первой ступени – была организована неполная средняя школа. Первым ее директором стал И.Г. Стрелков. Первый выпуск был в 1935 году. За годы существования ШКМ, НСШ и восьмилетней школы было 38 выпусков, документы об окончании школы получили более 700 выпускников. Около 70 лет проучились учащиеся в здании, которое было введено в строй в 1900 году. В 1969 году школа разместилась в новом типовом здании, которое, кстати, строили целых 7 лет. В 1976 году была открыта уже средняя школа. До этого в 8-10 классах красноборские выпускники учились в Щельяюрской средней школе. Да и не только красноборские, но и диюрские, вертепские. Большая часть кельчиюрских выпускников обучались в Мохченской средней школе, проживая там же в интернате. Много учителей, директоров школы работали здесь за эти 140 лет. Мне, например, запомнились два директора школы, которые действительно внесли большой вклад в развитие народного образования в этом селе. Это – И.С. Плосков и Л.И. Терентьева. И Иван Степанович, и Любовь Ивановна возглавляли коллектив этой школы более 10 лет. Их и сейчас добрым словом вспоминают сельчане. Любовь Ивановна сейчас возглавляет весь педколлектив района. Она – заведующая районным отделом образования. Одна из ветеранов этой школы, Ангелина Поликарповна Туркина, пришла на работу сюда в 1967 году. И до сегодняшнего дня она особо уважаемый член педколлектива, школьный историограф, преподаватель музыки, зам. директора по воспитательной работе. Более трех десятков лет трудятся в этой школе и супруги Роноевы Алексей Арсентьевич и Тамара Ивановна, Р.К. Терентьева. Директором школы в настоящее время работает А.П. Терентьева. Анна Павловна тоже из династии учителей. Всю свою жизнь проработал в школе ее дед, Филипп Ефимович, трудятся в школе и ее родители – Павел Федорович и Альбина Филиппьевна Каневы. Надо ожидать, что эта молодая женщина будет настоящим руководителем педколлектива школы.
Г. Филиппов.
На снимке: директор школы А.П. Терентьева

Используются технологии uCoz