электронная версия


5 ноября 2002 года

Это наша история

Всемирная история определила Октябрьскую революцию как главное, эпохальное событие XX века. Эта революция оказала огромное воздействие на весь последующий период мирового общественного развития. Недруги Октября, фальсификаторы истории утверждают, что революция в России есть случайность, авантюра и заговор кучки большевиков. Подобные утверждения являются абсурдными, неверными и вредными. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс безошибочно определили, что в России произойдет грандиозная социальная революция. Революция - это закономерность общественного развития. История убедила народы в том, что Октябрьская революция спасла Россию от национальной катастрофы, освободила трудовой народ от политического бесправия, нищеты и невежества, вручила судьбу страны в руки рабочих и крестьян. Впервые в истории человечества они взяли власть в свои руки и стали управлять государством. Советский народ под руководством коммунистической партии построил социализм, Советский Союз превратился в могучую, высокоразвитую мировую державу. Но, однако, с глубоким чувством обиды и огорчения приходится констатировать факт предательства политических двурушников высшего эшелона власти, по злому умыслу которых социализм потерпел временное поражение. В.И. Ленин реалистично смотрел на гарантии социалистического направления России. Еще в 20-21 годах он предупреждал о том, что никто не может погубить нас, кроме наших собственных ошибок (Т.42, с.249), коммунисты стали бюрократами. Если что нас погубит, то это (Т.54,с.180). Действительно, предостережения вождя революции оказались пророческими. Управленческий аппарат в стране обюрократился, говоря современным языком, превратил государство в свою частную собственность, т.е. приватизировал функции государственного управления. В результате деятельности «пятой колонны» и лжедемократов наша страна оказалась отброшенной в своем развитии на многие десятилетия назад. Завоевания социализма утрачены, Советский Союз развален, произошла трагедия народа. Это серьезное, но временное поражение, в этом нет малейшей вины самого социализма. Идеалы социализма глубоко запали в сердца и души миллионов советских людей. За эти годы трудящиеся получили урок политического воспитания, на собственном опыте убедились в том, что дала народу советская власть и какую жизнь получила при нынешнем режиме. Ныне с понятной ностальгией вспоминают о правах на труд, на жилье, образование, бесплатную медицинскую помощь, на отдых, которые были при Советской власти. Сейчас постоянно проводятся реформы, которые ослабляют экономику страны и ухудшают благосостояние трудового народа. Так, производительность труда в СССР и в России от уровня США составляла в 1985 году 55%, в 2001 же году упала до 12%. Посевные площади сократились на 30 млн. га, производство молока находится на уровне 1958 года, поголовье свиней - на уровне 1936 года, крупный рогатый скот - на уровне 1885 г. Россия импортирует половину продовольствия, экономика страны - в глубоком кризисе. Материальное благосостояние людей неуклонно ухудшается. В среднем работник в России покупает продуктов питания (в минимальном наборе) почти вдвое меньше, чем в 1913 году и в четыре раза меньше, чем в 1985 году. Важнейшим продуктом питания в России является хлеб, что в советское время продавался почти по себестоимости. Сейчас хлеб сильно подорожал. Сложившиеся социально-экономические условия не могли не повлиять на продолжительность жизни людей, смертность и рождаемость. Женщины отказываются от материнства из-за того, что опасаются за судьбу ребенка, дорого обходится их воспитание. В 1960-ых годах в нашем районе количество новорожденных доходило до 900 в год, а сейчас появляется младенцев всего в пределах 200. Зато резко возросло количество умерших, особенно работоспособного возраста. Геноцид продолжается практически повсеместно в России. В годы реформ в России происходит демографическая катастрофа. Численность населения сокращается неуклонно. Более 40 млн. человек в России находятся за чертой бедности и влачат жалкое существование. Все упирается в экономику. Но ведь всем известно, что экономикой управляет политика. История нашей страны убедительно свидетельствует, что самая лучшая политика не может заменить экономику, но плохая антинародная политика может разрушить экономику. В России установилось социальное неравенство, концентрация богатства в одних руках и нищета большинства населения. Но жизнь продолжается. История возьмет свое. В конечном счете победу одержит то, что является носителем прогресса, социальная справедливость восторжествует. Придет время, и Россия вновь будет социалистической.
А. Рочев.

Наше сознание «застряло» в прошлом?

Мне кажется, такой вопрос возникает у многих, кто перешагивает порог нашей районной администрации. Вот тяжело закрылась за вами массивная, еще «райкомовская», дверь. Первое, что предстает перед вашим взором - это большой, на всю стену, агитплакат с изображением «вождя всех времен и народов» В.И. Ленина. Вождь взметнул одну руку вверх, в пальцах сжата известная всем кепка. Что это? Это идеология, это идеологический символ! Перед зданием райадминистрации еще один идеологический символ, блестящий под осенним дождем свежепокрашенный памятник все тому же вождю. А чуть в сторонке еще один символ - «скелет», или то, что осталось от построенной нашими предками Преображенской церкви. Это тоже символ - символ православной веры. Почему я подчеркиваю слово «символ»? Не случайно. Существует т.н. язык символов, существует поэзия поэтов-символистов, один из наиболее известных поэтов этого направления - А.А. Блок. Символы воздействуют на сознание людей более, чем какие-либо просто слова. А теперь вернемся к разговору об идеологии. Вот что говорится по этому поводу в Конституции РФ ст. 13. п. 1: В Российской Федерации признается идеологическое многообразие, п. 2: Никакая идеология не может устанавливаться в качестве господствующей. Формулировки четкие, ясные, однозначные. Отсюда возникает правомерный вопрос: почему во властной структуре, каковой является районная администрация, размещен на самом видном месте идеологический плакат? А почему тогда не разместить рядом с портретом «вождя» изображение императора Николая II, это также был бы идеологический плакат, призывающий к возврату к монархии? Из буквы и духа ст. 13 Конституции РФ следует четко и ясно: в государственных органах должна быть только одна идеология, обозначенная в ст. 1 Конституции РФ - Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Как мы знаем из истории, В.И. Ленин признавал только одну форму правления - «диктатуру». Были десятилетия, когда разговорам об идеологии придавалось чрезмерно большое значение, за идеологические разногласия ставили к стенке. К счастью, эти времена прошли, но, тем не менее, хотим мы этого или не хотим, вопросы идеологии, сознания были и останутся в числе наиважнейших. Сегодня символы недавнего нашего прошлого еще прочно держатся в нашем сознании. Не отсюда ли многие наши беды? Не отсюда ли развал колхозов, комхозов, многого другого? Я думаю, здесь уместно вспомнить слова профессора Преображенского из произведения М.А. Булгакова «Собачье сердце», который сказал: «Если мы видим разруху в туалете или в подъезде, это означает только одно - разруху в нашем сознании». Сегодня у нас во многом разруха, а это, без сомнения, в первую очередь - разруха в нашем сознании. На словах мы ушли из тоталитарного государства, где государство - это все, а человек - ничто. На практике же наше сознание (во многом и у многих), находится еще в прошлом. Этому способствуют те символы, о которых сказано выше. Полагаю, что было бы правильно, соответствовало бы духу времени, а что особенно важно - Конституции РФ, если бы на месте агитплаката из нашего прошлого занял место другой - раскрытая Конституция РФ, на одной стороне которой запечатлены права, а на другой - обязанности гражданина Российской Федерации. Права и обязанности гражданина РФ, художественно обозначенные, призывали бы к единству, созиданию, миру, тому, чего у нас, к сожалению, остро не хватает. Это не призыв к уничтожению символов прошлого, нет, я против всякого уничтожения. Пусть символы прошлого живут там, где им место - в залах музеев, как-никак это наша история.
В. Терентьев.

Куда катимся, братцы?

Совсем недавно встретился на улице со своим давним знакомым, человеком новой формации, которого, как мне кажется, можно назвать «новым коми». Это наш земляк-ижемец, деловой человек, которому по роду его деятельности приходится много ездить по разным городам и районам не только нашей республики, но и за ее пределами. На этот раз мой знакомый вернулся из славного города Нарьян-Мара, воспетого в известной всем песне. За чашкой чая наш разговор коснулся и г. Нарьян-Мар. Сегодня самый ходовой путь в этот город проходит через наш район. Из п. Щельяюр до этого города ходит «Ракета», стоимость билета - около двух тысяч рублей. Казалось бы, стоимость билета должна отпугнуть многих путешественников, тем не менее, салон «Ракеты» всегда битком набит как в одну, так и в другую сторону. Пассажиры в основном здоровые молодые мужики до 40 лет. Из разговоров мой знакомый узнал, что пассажиры - это в основном люди, едущие на заработки из Удмуртии, Украины, Молдавии, Азербайджана. И что интересно, это не какие-либо высокообразованные специалисты, а люди рабочих профессий - плотники, машинисты-трактористы, сварщики, сантехники и люди вообще без профессий. Заработок доходит до 15 тысяч рублей в месяц, а если повезет устроиться к нефтяникам - то и выше... Ну, казалось бы, едут и пусть едут. А вот у моего знакомца возникли вопросы. Почему за многие тысячи километров в Нарьян-Мар едут с Украины, Молдавии и т.д. и почему не едут туда на заработки наши земляки-ижемцы?.. Ведь нашим землякам ехать было бы гораздо ближе!.. Да и в былые времена ижемцы на лошадях и оленях ездили на заработки в этот славный город. Что случилось с нашими людьми?.. На этот вопрос мы с моим знакомым ответа не нашли... А вот еще один пример. В одном из октябрьских номеров «НС» был опубликован перечень вакансий для устройства на работу в пределах нашей республики. Перечень профессий - трактористы-машинисты, вальщики и т.д. Насколько мне известно, таких специалистов в нашем районе немало, в т.ч. и среди безработных. Спустя какое-то время я связался по телефону с руководителем Центра занятости Ф.Т. Дмитриевой и поинтересовался, откликнулись ли кто-нибудь на это объявление?.. Ф.Т. Дмитриева ответила, что были звонки, люди интересовались, но весьма вяло.. И еще один пример. Где-то в середине сентября наши доблестные коммунальщики решили сделать доброе дело - подключить к теплосетям два 12-квартирных жилых дома. Один дом взялось подключить ООО «Темп», а для второго дома откуда-то привезли бригаду сварщиков-сантехников, человек 5-6. Прошло больше месяца, ООО «Темп» уже завершило работу по своему дому, а «экспортная» бригада все еще мурыжит людей - печки-то разобрали, а к теплу еще не подключили, а на улице уже ноябрь... Не закончила «экспортная» бригада и работы по прокладке нового участка теплотрассы длиной 50-60 метров. Кому нужно было завозить в район специалистов сомнительного качества?.. Неужели нельзя было собрать бригаду специалистов из числа жителей нашего района?.. Скоро, совсем скоро грянут морозы, полетят белые мухи, придет генерал-МОРОЗ. Уж он точно скажет, как подготовились к зиме наши районные коммунальщики. А пока, вместо производительного труда, один из руководителей системы ЖКХ судится с другим руководителем из этой же системы. В суде устанавливается ответ на вопросы: имеются ли в «Тепловодоканале» элементы безответственности, некомпетентности и недисциплинированности?.. Разве, чтобы ответить на эти и другие вопросы, нужен суд?.. Пройдитесь, люди, по теплотрассам, и вам все станет ясно..... Вот такие вот вопросы и проблемы.. Число безработных в нашем районе растет, все больше на улицах мы видим пьяных, опустившихся и опускающихся в пучину пьянства людей, это видно всем!.. Мимо нас едут на заработки украинцы, молдаване, азербайджанцы, удмурты и т.д. Чего ждут наши с вами земляки?.. Сегодня никто не принесет работу на дом - работу нужно искать, находить и трудиться, иначе... Куда катимся, братцы?.. Кто бы ответил на этот вопрос?..
В. Канев.

Обрести родной дом

Трудна одинокая доля. За долгую жизнь старики привыкли побеждать и болезни, и трудности, но вот одиночество… Не каждому удается справиться с ним. И как признательны бывают пожилые тем, кто помнит, заботится о них. В минувшую среду, 30 октября, в Кельчиюре после ремонта открылся специальный жилой дом для одиноких ветеранов. Рассчитанный на 10 человек, дом постепенно заселяется жильцами - одинокими пожилыми из сел и деревень района. Первыми нашли здесь приют ветераны Шергина Л.Т., Хозяинова Р.И., Чупрова А.М., Канев А.Д., инвалиды Канев А.А., Артеев Р.К. Многие из этих стариков, вырастив и воспитав детей, надеялись на их помощь и поддержку в старости, но жизнь сложилась иначе… Заведующая Домом ветеранов - Петрук Тамара Дмитриевна, энергична, доброжелательна, пользуется авторитетом как среди жильцов, так и у населения Кельчиюрского сельсовета, где до недавнего времени работала специалистом по социальной работе. Много сил и труда вкладывается в создание благоприятных условий проживания, укрепление материально-технической базы Дома. Работает здесь и социальный работник, Хозяинова Элиза Александровна, которая оказывает социально-бытовые услуги, моральную поддержку, ухаживает за ветеранами. В доме ветеранов каждого человека окружают заботой. В свободное время все собираются в комнате отдыха посидеть, поговорить по душам, обсудить телепередачу или статью в газете. Да и сама атмосфера располагает к этому: светло, тепло, просторно. По необходимости старикам оказывается продуктовая гуманитарная помощь, которая им очень кстати, ведь пенсии у них небольшие.
"НС".

Не бойтесь писать
на родном языке

Многие в районе знают, что я пишу стихи, не раз печаталась в газете «Новый Север», а также в журнале «Чушканзi». И вот как-то набралась смелости и отправила несколько стихов на коми языке в журнал «Войвыв кодзув». Через какое-то время получаю письмо от Евгения Козлова, где говорится, что стихи прочитали, но будут ли печатать - пока неизвестно, что, мол, пишите еще, отправляйте. Я, конечно, больше не отправляла и уже забыла как-то об этом, да и прошло с того дня несколько месяцев. И вот в середине октября этого года совершенно неожиданно получаю письмо-вызов от Союза писателей Республики Коми, где говорится, что меня приглашают на семинар коми авторов. Честно говоря, я не ожидала этого и испугалась. Конечно, была рада, но ехать одной из нашего района на такое мероприятие было страшновато. Я начала собираться в дорогу. В первую очередь нужно было рукописи напечатать, в чем мне помогла Лидия Алексеевна Терентьева. Большое ей спасибо. В назначенный день я приехала в Сыктывкар, и перед тем как зайти в Дом Печати, мысленно перекрестилась, ведь я не знала, что меня ждет впереди. Может, разнесут мои стихи в пух и прах, да и встретиться со знаменитыми писателями уже событие. Но делать нечего – надо заходить. Зашла, поднялась на второй этаж и долго не могла найти нужный мне кабинет. Видимо, от волнения. В коридоре никого, и спросить не у кого. Но смотрю, идет мужчина, седой, немолодой уже, быстрой походкой. Я обратилась к нему, он сразу же ответил мне по-коми, пригласил войти в кабинет, я представилась. А он оказался писателем Тиминым Владимиром Васильевичем. Других участников еще не было, Владимир Васильевич пригласил меня пить чай, подошла детская писательница Елена Габова. За чашкой чая мы разговаривали, они расспрашивали меня про Ижму, сами рассказывали смешные случаи из своей жизни, про свои первые шаги в литературе, мы не заметили, как прошло время и стали подходить другие участники семинара. Собралось нас 14 человек: 4 прозаика и 10 поэтов с разных районов республики. Возраст – от 16 до 50 лет. Руководителями семинара были В.В. Тимин, Е.В. Козлова – председатель правления Союза писателей РК, народный писатель Г.А. Юшков, главный редактор журнала «Войвыв кодзув» М.Елькин и писатель В. Напалков. Первый день был днем заезда и открытием семинара, знакомство с участниками и писателями республики. На следующий день прошли занятия по секциям. Участники по очереди читали свои произведения, после чего все остальные разбирали прочитанное. Указывали на ошибки, где-то хвалили, где-то критиковали. Вот сидишь и слушаешь, как «разбирают» твоих товарищей и думаешь, Господи, скорей бы все это закончилось, пусть быстрее скажут горькую, но правду, хоть знать – стоит нет мне дальше писать, в чем мои ошибки. И вот уже заканчиваются занятия, а моя очередь так и не подошла. Придется еще одну ночь помучаться, как перед своим первым экзаменом в школе. Я уже совсем расстроилась, а В.В. Тимин мне и говорит: «Ничего, Саша, мы тебя оставили на десерт и завтра будем разбирать твои стихи». А сам ведь уже прочитал и ничего не говорит. Ну что ж, завтра так завтра, наверное, думаю, не понравилось то, о чем пишу, и даже слушать не хотят. Вечером за ужином мои новые друзья всячески поддерживали меня, ничего, мол, не волнуйся, обязательно понравится, нам ведь понравилось. Хорошо им так говорить, когда свой экзамен они все уже сдали. На следующее утро, когда приехали на занятия и я дрожала от волнения, вдобавок еще приехали с телевидения, светятся камеры, щелкают фотоаппараты. Ну, думаю, пропала. А когда прочитала свои сочинения – комиссия, да и мои товарищи просто от души смеялись. А я специально прочитала им смешные стихи. Елена Васильевна Козлова сказала, что они поэтому и решили меня пригласить на семинар, т.к. Евгений Козлов, который несколько месяцев назад прочитал мои стихи, сказал, что в Ижме есть интересный автор, пишет по-своему, и надо бы пригласить и лично с ней познакомиться. Так они и сделали. А Владимир Тимин отметил, что ижемские коми своим разговором отличаются от других коми, и если чувствуется где-то ижемский диалект, то можно так и оставить и ничего не переделывать. Мне посоветовали, чтобы я так и писала, как разговариваю, а они будут учитывать, что я ижемка. Г.А. Юшков же сравнил меня с писательницей Альбиной Ануфриевой, мол, чувствуется сходство, на что я с гордостью ответила, что с Альбиной Ануфриевой мы родились и выросли в одной деревне – Гаме Ижемского района. Так вот мы и сдавали экзамены. У всех были какие-то ошибки, у кого-то больше, у кого-то меньше, никто из нас еще не профессионал, мы все еще начинающие писатели, хоти и все уже печатались в разных изданиях, но на то и семинар, а на ошибках учатся. И народные писатели когда-то начинали, и у них были ошибки, сами рассказывали, как первые произведения иногда находили место не в журнале, а в мусорной корзине. Но ведь они стали знаменитыми писателями, несмотря ни на что! После окончания занятий отвезли всех нас в музей И.А. Куратова, где была встреча с народной писательницей Н.Н. Куратовой. На четвертый день мы выезжали в с. Корткерос на празднование 125-летия М.Н. Лебедева. Ездили на кладбище, где он похоронен, возложили венок, фотографировались возле памятника. В библиотеке был круглый стол, где нас встретили очень тепло – с хлебом-солью, с песнями, снимали на телевидение. За круглым столом состоялась встреча с местными самодеятельными поэтами, все читали свои стихи: и начинающие, и знаменитости. Когда подошла моя очередь – боялась, конечно, уже меньше, а горячие аплодисменты говорили сами за себя. Но на этом испытания наши не закончились. Вечером нас пригласили в Дом культуры с. Корткерос, смотрели музыкальные спектакли местных артистов, и, как гостей села, нас опять пригласили читать свои стихи, на этот раз уже со сцены, с микрофоном в руке. Два года пою в хоре Ижемского народного ансамбля, но чтобы выступать одной, такого даже в Ижме со мной не было. Когда под продолжительные аплодисменты мы, выступившие, спускались со сцены в зал, ко мне подошла одна женщина, она сказала, что жила когда-то в Ижме, что уже давно у нас не бывала и очень скучает, а я ей своим ижемским диалектом напомнила ей эти годы, ижемский народ и попросила подарить ей стихи, которые я читала в начале, конечно же, у меня была с собой рукопись, и я ей отдала, за что она меня долго благодарила. Вот так я и ездила на семинар. Приобрела много новых друзей, поменялись адресами, много фотографировались. И теперь, если увижу в каком-то коми журнале знакомую фамилию автора или фотографию, то буду говорить – а вот я когда-то с ними… А еще привезла на память автографы Г. Юшкова, В. Тимина, В. Напалкова, Е. Козловой, жаль, не удалось взять автограф у Михаила Елькина. Приходил на семинар и гл. редактор журнала «Чушканзi» Павел Симпелев, принес мне авторский гонорар за стихотворение «Тшак» № 5 2002г., он также дал на память автограф со своими пожеланиями. В нашем районе многие пишут стихи, но в основном на русском языке. По- коми писать труднее, но есть ведь словари, и не надо стесняться отправлять свои сочинения в коми журналы, как я сделала, и о чем ничуть не жалею.
А. Хозяинова.

Используются технологии uCoz