электронная версия


14 января 2003 года

СМИ - зеркало реальности

Многие годы профессиональный праздник журналистов отмечался 5 мая, в нынешнее время этот праздник отмечается 13 января. Мне кажется, говоря о таком понятии как «печать», нужно определиться, что мы понимаем под этим термином, определить ее место в нашей с вами жизни.
Итак, что же такое «печать»? Печать – это, в первую очередь, СМИ, это и полиграфисты, трудом которых газеты и журналы приобретают реальное, материальное воплощение. Какое же место в нашей жизни занимают СМИ – газеты и журналы, другие печатные издания? В идеале деятельность СМИ можно сравнить с зеркалом, в котором отражаются события нашей реальной жизни. Но кроме зеркального отражения – газеты и журналы дают еще и толкование тех или иных событий, причем это толкование зависит от политической направленности того или иного печатного издания. В этих условиях за читателем или подписчиком остается право выбора – что выписывать, что читать? И, как мне кажется, говоря о печати, нельзя не остановиться на законе РФ «О СМИ», который вступил в действие 27.12.91 г. Этот Закон регламентирует, конкретизирует положение ст. 29 Конституции РФ, которая гарантирует свободу мысли и слова в РФ. В качестве эпиграфа к тексту этого Закона запечатлены слова – «Памяти журналистов, жизнью своей утвердивших гласность и демократию». Это постоянное напоминание о том, что гласность и демократия, о которых говорится в нашей с вами Конституции, Законе РФ «О СМИ», оплачены кровью и жизнями многих и многих журналистов, и сегодня профессия журналиста занимает одно из первых мест в рейтинге самых опасных профессий. Итак, о чем же говорится в Законе РФ «О СМИ»? Я не собираюсь полностью пересказывать содержание этого важнейшего Закона, но позволю себе привести несколько статей, которые, на мой взгляд, являются определяющими. Ст.1 Закона «Свобода массовой информации» - в Российской Федерации поиск, производство и распространение массовой и информации не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о средствах массовой информации. В ст.2 Закона дается определение понятия «журналист». Под Журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями. Ст.3 Закона – недопустимость цензуры. Цензура, т.е. требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей – не допускается. Ст.42 Закона – Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если оно не предусмотрено Законом. А теперь давайте зададимся воп- росом – соблюдается ли Закон РФ «О СМИ» в нашей РК, нашем Ижемском районе? Выражая личное мнение, я бы сказал, что в целом положения закона, естественно, выполняются как на уровне РК, так и в нашем районе. Но при всем этом заметны постоянные попытки со стороны отдельных высокопоставленных должностных лиц, некоторых государственных органов и учреждений воздействовать на СМИ с целью ограничения их в правах, гарантированных Конституцией РФ и Законом РФ «О СМИ». Такое воздействие особенно ощутимо в период подготовки к выборам, которые должны состояться в РК в марте этого года. Эти попытки касаются редакций газет, как республиканских, так и районных, причем давление на районные газеты более ощутимо. В этот период заметны попытки ограничить редакции газет в их праве на объективное освещение хода предвыборной борьбы, публикацию материалов, так или иначе характеризующих того или иного кандидата. Естественно, ни одно должностное лицо, государственный орган, учреждение не разошлет по редакциям подобные «ограничительные инструкции», это было бы равносильно должностному преступлению, однако в ходе различных совещаний, сборов, встреч с руководителями и работниками СМИ такие разговоры имеют место. Если такая «ограничительная» политика в отношении районных газет будет проводиться реально, то это будет прямым ущемлением гражданских прав, гарантированных Конституцией РФ; с ущемлением права журналистов будут ущемляться права всех граждан. Хотелось бы думать, что до этого дело не дойдет. Если говорить о нашем районе, то, на мой взгляд, администрация МО «Ижемский район», ее руководители вполне лояльно относятся к деятельности газеты, что, безусловно, является положительной стороной в деятельности нашей районной администрации. Говоря о деятельности районной администрации по отношению к районной газете, к журналистам, нельзя не напомнить подписчикам и читателям нашей газеты, что такое лояльное отношение было не всегда. Руководство прежней администрации района довольно часто вмешивалось в деятельность районной газеты, имел место зажим критических выступлений, «разборки» с неугодными журналистами и т.д. Все эти негативные, противозаконные действия нашли свое подтверждение в ходе судебных разбирательств по иску одного из прежних руководителей района. Об этой судебной тяжбе писала районная газета. Это еще одно подтверждение того, что права и свободы граждан на свободу мысли и слова гарантированы конституцией РФ и Законом РФ «О СМИ», а в реальной жизни эти права, в первую очередь, защищаем мы - журналисты. В связи с этим хотелось бы, чтобы жители района знали и понимали, что любые попытки к ущемлению их гражданских прав, от кого бы эти попытки ни исходили, являются посягательством на Конституцию РФ. Продолжая эту мысль, добавил бы, что в демократическом государстве, каковым считается и наша Российская Федерация, нормальным отношением к властным структурам является отношение критическое, затем уже всякое другое, вплоть до уважительного, всегда и везде нужно помнить, что власть существует для народа, а не наоборот.
"НС".

Летопись ОТСТОЙНОГО- РЕМОНТНОГО ЗАТОНА, СУДОРЕМОНТНЫХ МАСТЕРСКИХ, СУДОРЕМОНТНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА, РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ БАЗЫ И, НАКОНЕЦ, РЕМОНТНО-ОТСТОЙНОГО ПУНКТА ЩЕЛЬЯЮР

1920 год. Организован затон Щельяюр, где производили текущий ремонт и отстой флота. Это был единственный затон по всей р. Печора, но не имеющий мастерских для ремонта. Здесь сосредоточен был весь флот, состоящий к началу 1923 года из двух грузопассажирских пароходов: «Сов. Республика» и «Социализм», трёх буксирных - «Красноармеец», «П.Виноградов», «Г.Иванов», трёх парокатеров - «Товарищ», «С.Калмыков», «В.Батманов» мощн. 25-40 л.с., и 10-12 деревянных барж.
1921 год. Построена и оборудована небольшая мастерская, на которой установлены нефтедвигатель, маленький токарный станок и другое мелкое слесарное оборудование для ремонта судов.
1925-1938 гг. Создавалась надежная ремонтная база, которая позволяла бы производить сначала текущий, а потом средний и капитальный ремонт самоходного и несамоходного флота. Построены производственные цеха: деревоотделочный, лесозавод, цех плавсостава, механические мастерские с установкой станков, блок горячих цехов, где разместились: кузница, литейка трубопроводного цеха, эл.станция и др. Одновременно велось строительство жилого фонда и зданий социально-культурного и бытового назначения: клуба речников, бани, столовой, поликлиники, больницы, детсада-ясли, универмага и др. Также были построены здания для учебных заведений: речного техникума, который перебазировали в Щельяюр в 1936 году, школы Ф3О,а в дальнейшем ремесленного училища, переведенной из Ижмы в 1930 году школы и др.
1930 год. Профессионально-техническую школу из с.Ижма перевели в с. Щельяюр и переименовали в школу фабрично-заводского обучения, которая в 1941 году была преобразована в ремесленное училище №4, где готовили молодых специалистов для работы на судах и судоремонтных предприятиях.
1935 год (январь-февраль). Жителями Щельяюра организован лыжный переход, посвященный Дню Советской Армии, по маршруту: Щельяюр-Архангельск-Вологда-Рыбинск-Ярославль-Москва, протяженностью 4005 км. Участниками перехода были: Семяшкин М.А. - командир перехода - начальник ВОХР, Малютин Н.С. - бригадир строителей, Попов Л.В. - кочегар парохода, Рочев Я.Н. -матрос земснаряда и Смольников Г.К. - помощник механика. В 1928 году в затоне Шельяюр создана первая комсомольская ячейка речников в составе 12 комсомольцев. Секретарем был Федосеев В.И.
1936 г. В честь 15-тилетия Коми области совершен шлюпочный переход по рекам Печора-Волостница-Березовка-Чусовая-Вишерка-Колва-Вишера-Кама-Волга-Ока-Москва с расстоянием 3950 км., маршрут занял 69 дней. Участниками были работники затона Щельяюр и школы ФЗО: Лемзаков П.И. - командир - помощник начальника школы Ф3О, Фотиев Н.В. - политрук - техник-плановик, Болотников Д.П. - боцман - учащийся школы Ф3О, Федосеев А.И. - механик парохода, Чупров С.И. - котельщик, Канев А.П. - повар.
1937 г. Щельяюрский затон переименован в судоремонтные мастерские (СРМ). Для подготовки командного состава судов речного флота был открыт речной техникум, перебазированный из г.Сыктывкара. Первый выпуск специалистов состоялся в 1941 году.
1940 г. Начали производить капитальный ремонт флота с заменой обшивки корпусов и надстроек путем клёпки швов, переоборудованием внутренней деревянной обстройки и надстроек пароходов и землемашин, а такжe средний ремонт деревянных барж по 2-3 ед. в год.
1941-1945 гг. В эти трудные для всей страны годы труженики CPM Щельяюр производили ремонт и отстой флота, так необходимого для перевозки грузов для окончания строительства Северной железной дороги, транспортировки строительных материалов, оборудования, продовольствия, Воркутинского и Кыртинского углей. Речников, ушедших на фронт, заменили учащиеся и выпускники школы Ф3О,речного техникума, ремесленного училища и женщины.
1942-1944 гг. Силами речников Щельяюра производились работы по конвертовке судов для перегона в другие бассейны рек. Всего подготовлено для отправки и законвертовано 32 единицы пароходов, землемашин и барж.
1945г. Изготовлен первый цельносварный корпус грузопассажирского парохода «Социализм». С этого времени началось внедрение эл.сварки на судоремонте и в судостроении.
1950-1955 гг. Начало основания судостроения: изготовлен корпус для буксирного парохода «Социалист», понтоны для плавучих кранов ст.Бурлак, построены два колесных теплохода «Н.Зыков», «П.Морозов», приступили к строительству несамоходного флота грузоподъемностью 50-100-150 тонн.
1955-1959 гг. Освоение строительства и серийный выпуск сначала 60-тонных грузовых теплоходов с водометными движителями, а затем 150-тонных грузовых теплоходов. Всего было построено 9 единиц.
1958г. Судоремонтные мастерские Щельяюр переименованы в ремонтно-эксплуатационную базу с припиской самоходного и несамоходного флота для техобслуживания.
1959-1963 гг. В этот период началось освоение и строительство металлических барж проекта № 564 грузоподъемностью 600 тонн для замены деревянного несамоходного флота. Всего построено 13 единиц.
1960 г. Возобновилось строительство жилого фонда и зданий социально-культурного и бытового назначения: Приступили к строительству сначала 8-квартирных домов, а затем 12- и 24-квартирных домов. В 1959 году введен в действие детсад на 50 мест с последующей пристройкой. Построена школа в деревянном исполнении на 320 мест в 1961 году. Построена и введена в действие столовая в кирпичном исполнении в 1957 году, а также баня, прачечная на 40 мест в 1963 году. Построен и сдан в эксплуатацию детсад-ясли на 140 мест в кирпичном исполнении в 1972 году с последующей пристройкой. Построено административное здание для управленческого персонала РЭБ.
1956-1981 гг. В течение пяти пятилеток велось строительство металлических барж-площадок проекта №183, 183В,183ВМ и барж-тентовок проекта №781 грузоподъемностью 200 тонн, брандвахт пр.283 как для пароходства и БУП, так и для сторонних организаций. В течение 25 лет сдано в эксплуатацию более 90 единиц.
1964 г. Приступили к строительству буксирного флота для замены пароходов: 1964-1972 гг. - Выпустили из судостроения 22 единицы буксирных колесных теплоходов проекта № 1518 мощностью 300 л.с. 1972-1982 гг. - Освоили и приступили к строительству буксирных теплоходов-плотоводов пр.Р-14 мощн. 450 л.с. и за 10 лет сдано в эксплуатацию 17 единиц. В этот же период были построены дебаркадеры проекта Р-70 - 6 единиц, и брандвахты для Печорского порта и БУП - 4 единицы, а также двухсекционный док проекта Р-39.
1977 г. В связи с возросшим объемом судостроения Щельяюрская РЭБ была переименована в судоремонтно-судостроительный завод (СР-ССЗ).
1982 г. Началось строительство мелкосидящих буксиров-толкачей проекта P-162 мощн. 450 л.с. Начиная с 1970 года производилось техническое перевооружение предприятия: - оборудована незатопляемая судостроительная площадка для сборки корпусов судов секциями с установкой слиповых кранов, БКСМ-8 и приобретением кранов K-161 и Д пр. Построены кислородная станция, корпусной и деревоотделочный цеха с заменой оборудования, лесозавод, стояночный гараж, отопительная котельная с установкой 3-х котлов, для бесперебойного обеспечения эл.энергией на электростанции установлены дополнительно четыре дизельгенератора разной мощности и т.д.
В 1986 году введен в действие блок цехов с монтажом новейшего оборудования, где разместились корпусной, механический, трубопроводный и эл.монтажный цеха, и после - цех плавсостава. В Щельяюре в 1991 году 1 сентября открылась новая школа на 654 места.
С. Тиранов.

Коми кедр

В Щельяюре в конце пятидесятых годов прошлого столетия шло бурное строительство, в том числе и частных домов. Северный склон ниже ремесленного училища (ныне ПТУ-27) разделили на равные участки, и стали день-деньской стучать топоры. Улицу назвали, не мудрствуя лукаво, «Новой», в народе - кто во что горазд: «Капитанской», «Кулацкой». Почему капитанской - понятно, строились среди них и капитаны, и механики речных судов. А кулацкой - ну как же, обзаводятся собственными домами, хотя основная масса жителей живет в густонаселенных коммунальных домах по 28 семей, в каждой комнате - семья из 4-7 человек. В те далекие времена «кулак» было словом весьма ругательным. Сейчас мы понимаем, что «кулаки» - средний класс, и отличаются они от всех других особой приверженностью к труду; есть всякие «голики», а «кулаки» - «трудоголики». Построил свой дом и мой отец - Василий Егорович. Часто повторял он, что человек должен, обязан построить дом, родить и воспитать сына, подчеркивал при этом, что один сын - не сын, два сына - полсына, а три сына - сын. И построил он дом, вырастил трех замечательных сыновей. И посадил деревья во дворе. Но деревом своей жизни, Деревом, которое он посадил, был кедр. Хотя почему был? Этот довольно взрослый красавец стоит во дворе дома, украшая своей темно-зеленой кроной не только двор, но и улицу. Растет он в окружении стройных лиственниц, и летом его темно-зеленая крона на фоне нежной зелени лиственниц только выигрывает. Кедр настолько хорош, что любоваться им можно бесконечно. Как-то мы спросили у отца, зачем ему этот кедр, ведь растет он долго и медленно. А он ответил: «Растут медленно, но и живут очень долго - по данным литературы - до 800 лет! И дом, что я построил, в труху превратится, а дерево, возможно, будет стоять огромное, и люди вспомнят меня». Не знаю, сбудется ли его мечта, на все воля Божия. Смотрю на кедр каждый день и думаю, откуда же у парня из Сизябска было желание посадить именно кедр? А история его мечты, возможно, такова: в 1919 году его родители в числе 26 семей активистов Советской власти вместе с красногвардейцами покинули Ижму. И попали они после долгого путешествия в Коряжемский монастырь Сольвычегодского уезда Архангельской губернии. Там прожили они что-то около года. Бабушку мою, Матрену Семеновну, в этом вынужденном путешествии удивляло многое, но одним из самых сильных пострясений вызвала монастырская кедровая роща. Она была огромная (еще в 1927 году там было 307 крупных кедров). Видимо, рассказы матери и зародили эту мечту у моего отца. И вот в 1965 году, попав на своем теплоходе в Троицко-Печорский лесхоз, отец с большим комом земли привез кедра-подростка (было кедру лет 15). Дерево долго болело, приживалось на новом, суровом месте. А потом кедр стал расти по 9-20 см в год. В 70-80-е годы прошлого столетия пытались не только сохранить, но и приумножить кедровые леса коми, благодаря этой огромной работе лесничеств и у нас в Щельяюре есть небольшая, но изумительной красоты роща - кедрач. Коми книжное издательство в 1980 году выпустило книгу Ларина и Филиппова «Кедр сибирский». Они пишут много интересного, в том числе: «Зеленым исполином, красой тайги называют кедр, он будоражит воображение таежника. И манит его необъяснимой силой». Немного деревьев на нашей планете может соперничать с кедром сибирским в его благородности и щедрости по отношению к людям. Кедр сибирский дает огромную эмоциональную радость, кедр дает древесину, устойчивую к гниению: дома сибирских купцов стоят веками, в сундуках не заводится моль, широкое применение древесина кедра нашла в изготовлении музыкальных инструментов. Сибирское масло в начале ХХ века экспортировалось в Германию в ящиках, сделанных из кедровых дощечек. Практичные немцы ящики разбирали и отправляли на фабрики музыкальных инструментов. Живица кедра применяется в медицине, смолу таежники издревле использовали для лечения гнойных ран. А кедровый орех? Любимое лакомство не только детей... О ценности кедрового ореха можно писать и писать, в нем столько жиров, белков, крахмала, витаминов. В 1969 Г.В. Крылов в книге «Травы жизни и их искатели» пишет: «Если бы взрослые и дети ежедневно съедали по горсти кедровых орехов, то сопротивляемость организма против ряда заболеваний значительно возросла бы, а продолжительность жизни увеличилась». Многие медицинские светила указывают, что кедровые орехи успешно применяются в лечении атеросклероза, повышенного кровяного давления, в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. «Постное молоко», изготавливаемое из ядер кедровых орехов, применяют при лечении туберкулеза, болезней почек и мочевого пузыря, лечат язвы желудка и двенадцатиперстной кишки и т.д. и т.п. А его санитарно-гигиенические свойства? Известно, что воздух в кедрачах практически стерильный. И это, конечно, далеко не все щедрости кедра. Все это хорошо знали монахи, недаром возле монастырей всегда росли огромные рощи, посаженные их трудолюбивыми руками. И сегодня сохранилась часть кедрового парка в Усть-Куломском районе Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря. По словам старожилов, росли кедры и возле храмов нашего района... И как бы было прекрасно, если бы и сейчас, в сегодняшней нашей суете и беге за чем-то прозрачным и ускользающим, посадить в поселке хотя бы 2-3 небольших парка, скажем, на месте бывших складов оптовой базы по ул. Советская, да мало ли мест, освободившихся от построек? Пусть не кедры, а хотя бы березы, сосны, осинки. Дерево - красота, дерево - радость, дерево - здоровье. А парк - это уже и гордость за свой поселок, парк показывают гостям, в парк вывозят на колясках самых юных граждан поселка, в парках бегают и прыгают дети, сидят влюбленные пары, размышляют о прошлой жизни ветераны. Пусть короткое у нас лето, немного ясных и теплых дней весной и осенью, но они ведь есть, и в парке можно встречаться в эти дни. Молодые, дерзайте, а мы вам поможем!
Э. Канева, п. Щельяюр.

Встречи и радости у сыктывкарских изьватас

21 декабря 2002 года состоялся конкурс культурных ценностей районов РК. В жестких рамках регламента сыктывкарские ижемцы в мэрии Сыктывкара в художественной сценке продемонстрировали зрителям и жюри ижемские костюмы, обряды, традиции, песни, игры. Песенную культуру подготовила Зинаида Холопова, наш хормейстер и самый строгий зритель. «Ну, неплохо», - услышали мы, подразумевая – могли бы и лучше. Сложнее было с художественной самодеятельностью. Сценарий показа ижемской культуры экспромтом написала Ульяна Филиппова из Мохчи: Праздник Святителя Николая Чудотворца, возвращение оленеводов на зимние каникулы. В день главного праздника сизябской церкви – праздника Благовещения Пресвятой Богородицы они поставят свечи на удачу и снова отправятся в свой нелегкий путь в тундру. В нашей сценке, содержание которой с хорошей дикцией огласила Людмила Павлова (Краснобор), участвуют хозяйка дома Настя (Галина Кирилловна – Щельяюр) с гостьей (Ольга Молодцова - Бакур). Накрывают стол, садятся, пьют чай, поют: «Мыйла тай\ рытыс…». Заходит оленевод (Валентин Чупров из Сизябска) в пимах, импровизированной малице, на красивой тасме нож. На ижемском диалекте приветствует Настю, гостей. Дарит хозяйке роскошную шкурку песца, тюняки. Поет: «К\рдорысь ме бара вои, ч\скыд чери-яй вайи…» Ставит на стол бутылку, оленину, тундровую рыбу, режет айбарч. Заходят гости. Гармонист Стахей (Леонид Рочев из Щеляюра), Прок\ Вась (Василий Рочев из Няшабожа) и Степан Семяшкин из Мохчи с поленьями дров, чтоб тепло было в доме. Они пришли приглашать на праздник. Ждет повозка, но по просьбе хозяйки садятся за стол. Оленевод произносит тост в честь Милостливого Николая, предлагает айбарч, чокаются, парами пляшут краковяк. Славная получилась игра – выбирать углы платка. Противоположные углы, выбранные женщиной и мужчиной, обязывают их целоваться. Затем частушки, и в красивом построении все поют «Изьва креж вылын…». Сами выступающие очень довольны своим дебютом в новом жанре. Да и отзывы хорошие. Выступление опытных коллективов с приглашенными профессиональными артистами с двукратным нарушением регламента не очень понравилось жюри. К нам – ижемцам - с поздравлениями приходили участники других коллективов. Руководитель художественного коллектива Сыктывкарского лесного института А.А. Куликов был краток в своей оценке: «Очень лаконично и полно вы показали костюмы, обряды, игры и песни ижемцев». Похвалила нас главный редактор газеты «Коми му» Надежда Быковская, директор финно-угорского центра Галина Мезенцева. В финале фестиваля собрались на сцене все коллективы для совместного исполнения песни о Сыктывкаре на русском языке. Последний припев на коми языке исполнил Василий Рочев. Необходимо отдельно поблагодарить Василия Прокопьевича. Все свои дела он совместил с подготовкой фестиваля, в ущерб обустройству дома «Изьва». Все выступавшие представители районов получили подарки. Поздравления организаторов праздника–конкурса обязывают коллективы к дальнейшим действиям, связанным с демонстрацией самобытной культуры коми. Впереди у сыктывкарских ижемцев новые выступления, волнения, встречи и радости. Свои действия мы связываем с нашей маленькой Родиной - ижемский край, Ижемская земля подарила нам менталитет, умение ориентироваться в сложной ситуации, и мы благодарны ей за это. С утра была обустроена выставка показа истории, быта, культуры ижемцев. Много поделок и рисунков принес Степан Семяшкин. Нам известны его картины на деревенскую и другие темы. Картина Поповой была очень к месту, как и ижемские пимы, сарафан, роскошная шаль. Главным организатором и консультантом выставки была Валентина Ануфриева из Мохчи. Целый день помогала организаторам выставки Эля Отева из Кельчиюра. Нам, сыктывкарским ижемцам, повезло с председателем «Изьватас». Александр Южин из Щельяюра буквально выручил ансамбль «Изьва» в последние дни подготовки к смотру с помещением для репетиций. Мы благодарны нашему руководителю и надеемся на дальнейшую хорошую организацию работы Совета «Изьватас».
В. Чупров,
г. Сыктывкар

Используются технологии uCoz