электронная версия


21 января 2003 года

Хочется посидеть хотя бы еще один урок за партой

На сегодняшний день важнейшей задачей школы является воспитание личности на добрых традициях школы и на примерах бывших выпускников. Личность воспитывается дома, в школе, в общественной среде. Поэтому школа старается в дальнейшем совершенствовать детские объединения по интересам с целью воспитания всесторонне развитой личности. Коллектив учителей, работники ЦДО, детской спортивной школы, РДК, РОВД, школьной библиотеки, районной библиотеки, районного музея, ветераны войны и труда, представители чеченских и афганских событий старались как можно больше ребят вовлечь в свои кружки, секции и в проведение общих мероприятий. Надо отметить, что ни одно праздничное мероприятие в РДК и ЦДО не проходят без групп «Спектр», «Спутник», «Югыд Изьва». Учащиеся школы, занимающиеся в клубе «Пера», получают призовые места на республиканских соревнованиях по пауэрлифтингу, как среди юношей, так и среди девушек. Главная задача всех проводимых в школе соревнований - вовлечь всех ребят в занятия с целью пропаганды здорового образа жизни. Также каждую субботу в школе проходит дискотека для 5-11 классов. Дискотеку проводят учащиеся старших классов. Каждый класс придумывает план проведения вечера с играми, комнатами развлечений, с кафе-баром, где каждый желающий может перекусить. В дневное время, во время большого перерыва стали устанавливать телевизоры в фойе школы, где ребята с удовольствием смотрят внутришкольные записи. Несомненно, школа стала нашим вторым домом. После 11-ти лет учебы в родной школе очень трудно расстаться с любимыми учителями, с тихими, просторными классами. Никогда не забыть нам школьные годы, ведь они уже стали неотъемлемой частью жизни каждого ученика. Школа дает нам все. Она воспитывает нас, формирует наш характер, учит понимать и ценить жизнь. И будучи уже взрослыми людьми, мы навсегда оставляем частички нашего сердца родной школе, как бы далеко от нее мы ни находились.
Вот что говорят о школе ее бывшие ученики:
Конева Галина Михайловна – педагог дополнительного образования ЦДО (выпуск 1969 года).
-У нас было 40 человек в классе, и, несмотря на это огромное число, класс у нас был очень дружный. У нас было очень много педагогов, одна изних – Сокова Мария Георгиевна – мой любимый учитель. Мне кажется, в те годы все было так же, как и сейчас. Мы так же опаздывали, но это случалось из-за того, что приходилось помогать родителям по хозяйству. У нас часто устраивались собрания, диспуты на разные темы. Я любила уроки физкультуры, но только в зале. Всегда сдавала все нормативы на «отлично». Хорошо играла в волейбол и баскетбол. Но лыжные уроки не любила. Кроме того, мне очень нравилась русская литература. Этот предмет преподавала замечательная учительница Терентьева Эмилия Ивановна. Также мне запомнились школьные вечера. Они проводились в Доме пионеров. Обычно первая часть вечера была тематической, то есть посвящалась какой-нибудь проблеме или теме. А вторая часть вечера была танцевальной, начиналась дискотека. И тех, кто опаздывал или не приходил на первую часть, не впускали на дискотеку. Вот такое для них было наказание. В День рождения школы хочу пожелать, чтобы ученики в ней учились хорошие, трудолюбивые, а сама школа процветала.

Владимир Александрович Филиппов – главный редактор газеты «Новый Север» (выпускник 1992 года).
- Мы начали учиться при застое, можно сказать, при Брежневе, в 1982 году. Затем была перестройка, а закончили мы школу уже при капитализме. Во время этого застоя часто происходила смена генсека. В стране объявлялся траур, и в школе отменялись занятия. Может, это и кощунство, но для нас, второклассников, это было отдыхом. Будучи постарше, часто ездили на уборку урожаев. Было всегда очень весело. Тогда мы впервые узнали вкус турнепса. Любимого учителя у меня не было. Но преподаватели достойны уважения за свой нелегкий труд, особенно сегодня, а больше всего запомнилась Раиса Николаевна Попова - первая учительница. В средней школе нравились уроки Петра Ефимовича Терентьева. Выучили физику во многом благодаря его ЛОСам – листам опорного списывания (смеется). Также нравились уроки английского языка, которые вела Татьяна Александровна Братенкова – наш классный руководитель. Я до сих пор помню ее уроки и могу рассказать свою биографию по-английски. Что бы я хотел пожелать школе в день ее рождения? Я думаю, это вряд ли сбудется. Я хочу, чтобы школа была большой и соответствовала своему названию «Большая школа». И еще хочу, чтобы были просторные классы и хороший большой спортзал с бассейном и душем.

Костин Владимир Валерьевич – главный инженер Ижемского участка связи (выпускник 1980 года).
- Когда я учился в школе, уроки у нас начинались с 9.00, немного позже, чем сейчас. Поэтому мы могли поспать подольше, и опаздывающих на первый урок было не так уж много. Но если ученик опаздывал, и неоднократно, то его попросту не впускали на остальные уроки. Часто у нас в школе проходили различные смотры. Они организовывались И.Т. Чупровым, и всегда проходили очень хорошо, без всяких казусов. Илья Тимофеевич был великолепным организатором. Вообще, с учителями мне повезло. Нас учили такие учителя как П.Е. Терентьев, В.А. Чупрова, а Илья Тимофеевич был нашим классным руководителем. Знания по физике и математике мне очень пригодились, ведь благодаря им я выбрал свою профессию. А экзамен в школе я сдал автоматом. За это хочу поблагодарить своих учителей. Школе в День рождения я хочу пожелать, чтобы она не забывала своих выпускников и почаще проводила вечера встреч.

Ольга Баркалова, студентка Кировской сельскохозяйственной академии (выпускница 2000 года).
- Первое время учебы в Сыктывкаре я часто вспоминала нашу школу, хотелось посидеть хотя бы еще один урок за партой, повидать своих учителей. В моей памяти запечатлелся один момент. Я не посещала уроки физкультуры, а когда пришло время сдавать нормативы, меня заставили встать на лыжи. К всеобщему удивлению, в этой эстафете я прибежала первой. Еще мне запомнились учения по гражданской обороне. У нас шел урок русского языка, вдруг прозвучала боевая тревога, и нас попросили пройти к школьному гаражу. В это время должна была начаться большая перемена, и мы хотели кушать. Но нас не выпускали, и в итоге мы всю перемену просидели в гараже, так и не поев. У нас был дружный класс, мы устраивали вечера, ходили в походы, ездили в Киров. Мы всегда помогали друг другу, давали списывать домашнее задание и т.д. И сейчас мы перезваниваемся, переписываемся, а прошлым летом ходили в гости к нашему любимому классному руководителю - Макаровой Клавдии Александровне. Что пожелать школе в ее юбилей? Конечно же, большого терпения учителям и усердия ученикам.
Моей школе 175 лет
В субботу, 25 января, Ижемская средняя школа отмечает свое 175-летие. Это школа, в которой учились наши бабушки и дедушки, мамы и папы, братья и сестры. Я проучился в этой школе всего 6 лет, но уже успел ее полюбить. Подумать только, мы находимся в школе в среднем 5 часов в день. Она стала для нас вторым домом. А если посчитать, то за учебный год мы пребываем здесь около 1000 часов! Это почти 50 суток без сна и отдыха. Вы представляете, сколько это! Мне очень нравятся учебные кабинеты школы. Учителя и учащиеся делают все, чтобы они были чистыми, уютными и даже теплыми. В старой части школы, конечно же, тяжелее поддерживать классы в хорошем состоянии, но и там мы со своими наставниками делаем все возможное для того, чтобы в кабинетах было приятно находиться. В школе нам хочется перекусить. В этом помогает столовая и люди, работающие в ней. В случае недомогания, получения травмы или ушиба мы идем в медпункт, где первую помощь оказывает опытная медсестра. А если захотелось почитать или найти необходимую книгу – спешим в библиотеку, где всегда тихо и спокойно. Также есть 2 спортзала, в которых проводятся уроки физкультуры, различные кружки (баскетбол, волейбол, пионербол, футбол и др.), школьные вечера и дискотеки. Уроки труда проходят в отдельных кабинетах: у мальчиков – в специально оборудованных мастерских, а у девочек – в кабинете домоводства. Много школьников посещают тренажерный зал спортивного клуба «Пера». А самое главное – с нами работают замечательные учителя. Мне очень нравится наша школа.
Мельничук Сергей, ученик 6 класса.

Из истории школы

Школа в Ижме - первое сельское приходское учебное заведение в обширном Коми крае. Она была основана в 1828 году. Это доказывают несколько документов. «Первое учебное заведение в Коме крае появилось в начале XIX века. В 1804 году открылось Яренское уездное училище, в 1822 году появились два духовно-приходских училища в городах Усть-Сысольске и Яренске, в 1828 году - приходское училище в селе Ижма». (История Коми АССР, второе издание, Сыктывкар, 1981 год, с. 94). «В 1822 году состоялась открытие духовно-приходских училищ в Усть-Сысольске и в Яренске. Через 6 лет открылось первое сельское учебное заведение Коми края - приходское училище в Ижме». (Я.Н. Безносиков «Культурная революция в Коми АССР»). Жители Ижемской слободки не только понимали требования века о необходимости обучения грамоте крестьянских детей, но и старались осуществить это на практике. Крестьянин Прокопий Ануфриев в прошении на имя архангельского гражданского губернатора писал: «В 1827 году я изъявил желание для просвещения зырянского народа и испросил от правительства разрешения на 3 года учредить в Ижемской слободке училище, которое выстроил за свой кошт… содержал учителя Василия Смирнова и обучил 40 крестьянских детей читать и писать, которые теперь обучают других детей». 21 января 1934 года колокольный звон возвестил об открытии первого приходского училища-школы. На торжество собралось почти все население слободки. Был отслужен молебен, произнесены речи. За парты сели 11 учеников. Так было создано первое в обширном Печорском крае учебное заведение. Долгое время школа развивалась медленно. Лишь в 1869 году одноклассное училище было преобразовано в двуклассное. С 1928-1929 учебного года в Ижме и Красноборе было введено обязательное начальное обучение. В 1931 году Ижемская школа была преобразована в семилетнюю. В 1952 году на базе восьмилетней школы была организована средняя школа, коллектив с первых дней стремился теснейшим образом увязать учебный и воспитательный процессы. Первым ее директором был Кирилл Алексеевич Макаров.
Из книги Н.К. Хатанзейского.

Труд научный, для всех интересный

Без прошлого нельзя познать настоящего. … благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Д.С. Лихачев.

Этими словами академика предваряет труд Н.А. Чермных «Этно-демографическая оценка здоровья ижемских коми в XVIII-XX веках». Уже одно то, что ответственным редактором книги является академик М.П. Рощевский, а рецензентом доктор наук, кстати, наш земляк А.Ф. Сметанин, говорит о большой значимости научного труда Надежды Аполлоновны.
Автор книги не раз приезжала в наш район, знакомилась с демографией, социологией, историей нашего района, исследовала в этом отношении и те регионы, в которых компактно проживают коми-ижемцы. Н.А. Чермных не раз выступала со статьями по демографической ситуации в нашем районе на страницах нашей районной газеты, выступала с лекциями в трудовых коллективах и в школах района. Автор выражает искреннюю благодарность многим за помощь в сборе архивных материалов и в том числе зав. отделом загса нашего района Лидии Александровне Ануфриевой. На примере 200-летнего периода социально-демографического развития локальной группы ижемских коми показаны возможности адаптации человека в одной из природных зон на планете, характеризующие уровень здоровья этноса. Больше половины в книге различные таблицы диаграммы, отражающие демографические процессы коми-ижемцев по церковным приходам, населенным пунктам Печорского края, Ижемского района. Все они представляют живой интерес для всех нас. Этот научный труд вбирает в себя историю заселения Печорского Севера, воспроизводство поколений ижемских коми (браки, рождаемость, смертность, этнодемографические критерии здоровья коренного населения и т.д.). Как отмечал исследователь Печорского края Н.Н. Мамадышский (1910г.), поселения в крае возникали на основании совершенно свободного занятия земель без разрешения властей. Оленеводство развивалось в тундре, земледелие и животноводство – в таежной зоне, охота и рыболовство – на всей территории печорского региона. В 1842 году у ижемских коми насчитывалось более 124 тысяч оленей, в 1882 году в стадах было уже 194650 оленей. В коми селениях на Печоре получило развитие производство замши из оленьих шкур. В 1900 году замшу выделывали на 62 замшевых заводах. Процесс формирования ижемской этнографической группы в XVIII веке был в основном завершен. В результате межэтнических контактов мигрантов коми, русских и ненцев у коми-ижемцев вырабатывались своеобразные черты в антропологическом типе, возник особый ижемский диалект коми языка, произошли изменения в хозяйственном комплексе. Ижемцы обладают совокупностью хозяйственных, бытовых и культурных отличий от остальных коми зырян. По данным первой Всероссийской переписи 1897 года ижемцев в Печорском уезде насчитывалось 21947 человек, а все население составляло 34992 человека. Увеличение населения в основном происходило за счет естественного прироста, высокой рождаемости не в пример нашим дням.
Г. Филиппов.

Используются технологии uCoz