Название этой статьи говорит само за себя. Безопасность участника дорожного движения в основном зависит от него самого. Кто хоть раз заглядывал в Правила дорожного движения РФ (ПДД), действующие с 01.04.2001 г., знает, что участник дорожного движения - это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства, а значит, каждый из жителей Ижемского района в той или иной мере является участником дорожного движения, и, следовательно, все обязаны знать ПДД и соблюдать их, так как незнание закона не освобождает от ответственности.
Отделением ГАИБДД Ижемского РОВД постоянно проводится пропаганда ПДД не только на дороге в процессе движения, но и в средствах массовой информации, школах, коллективах предприятий и учреждений. Дорожно-патрульной службой выявляются и пресекаются нарушения ПДД, которые способствуют совершению дорожно-транспортных происшествий (ДТП). За истекший период 2002 г. инспекторами ДПС было выявлено 1738 нарушений ПДД. Однако создаётся впечатление, что многие граждане не осознают всю серьёзность требований ПДД или не знают их. Так, 09.09.2002 г. на оперативном совещании при начальнике МОБ МВД Республики Коми, проводившемся в г.Сыктывкар, был отмечен рост ДТП в целом по Республике за 8 месяцев 2002 года на 5,4%, в Ижемском районе он составляет 20%. Это ДТП, в которых 2 человека погибли и 15 человек получили травмы разной степени тяжести. Все вышеуказанные ДТП совершены по вине участников дорожного движения, 8 по вине водителей транспортных средств, трое из которых находились в состоянии опьянения, 4 - по вине пешеходов, один из которых тоже находился в состоянии опьянения. В связи с этим 25.09.2002 г. было проведено оперативное совещание при начальнике ГАИБДД Ижемского РОВД, на котором были подведены итоги о проделанной работе за 8 месяцев 2002 года. Работа ДПС ГАИБДД Ижемского РОВД оценена как неудовлетворительная.
В связи с резким ростом числа ДТП и тяжестью их последствий было решено проводить профилактические мероприятия «Пешеход и дорога» и «Нетрезвый водитель» с обеспечением более объёмной профилактики в сфере нарушений ПДД, способствующих совершению ДТП, и наложением достаточно жёстких наказаний в отношении нарушителей.
Административная практика показала, что со стороны инспекторов ДПС наблюдается лояльное отношение к нарушителям ПДД, выражающееся в том, что основная масса наложенных административных наказаний выражается только в устном предупреждении.
Рост ДТП свидетельствует, что словесные уговоры не способствуют обеспечению безопасности дорожного движения и приводят к плачевным результатам, травматизму и гибели людей.
М. Трубин,
инспектор ГАИБДД.
Живут мечтой о «мерзавчике»
Шурику за пятьдесят. Не обделила его природа ничем - ни ростом, ни другими данными. Знают Шурика в селе как беспробудного пьяницу. Пьет он всю свою жизнь. Когда-то, где-то учился, когда-то, где-то работал - отовсюду его выперли - кому нужен горький пьяница? На что живет Шурик? А на то же, на что живут десятки таких райцентровских Шуриков, Валериков, Вовок, Колек - на что придется, а в основном сидят здоровые мужики на шеях своих многострадальных матерей. «Шурик» - имя собирательное, таких «Шуриков» в райцентре, да, наверное, и в районе, хоть пруд пруди! С утра пораньше «кучкуются» «Шурики» у магазинов. Смотреть на них жалко и горько: опухшие лица, красные глаза, трясущиеся руки, целыми днями ходят-бродят, приставая то к одному, то к другому - дай рублик, дай два рублика! Наберут на «мерзавчика» - все повторяется сначала.
А что творят «Шурики» у себя дома? Это трудно словами передать! Если днем «Шурики» шляются по улицам, то бедные матери в это время хоть немного отдыхают от пьяниц-тиранов. А ночь - это кошмар для бедных пожилых женщин! «Шурики» требуют водки или одеколона, хоть чего-нибудь: не принесешь водки, проклятая старуха - будет плохо! И ночуют «проклятые старухи» где попало, дожидаясь с надеждой утра, как спасения. Придет утро, «Шурики» уйдут на «работу», на свои обычные места - кучковаться у магазинов, приставая к прохожим - дай рублик, дай два рублика! И так изо дня в день, неделями, месяцами, годами!.. Об этом знают все, все к этому привыкли, так же, как к бродячим собакам, неубранным помойкам, переломанным тротуарам...
А ведь были же когда-то нормальными людьми эти Шурики, Кольки, Петьки и прочие, ведь не сразу же они превратились в опустившихся, потерявших стыд и совесть существ? В каком мы обществе живем, если на наших с вами глазах разлагаются, опускаются, творят беспредел эти «бывшие» люди? Кто бы дал ответ?
…И вот снова утро: хмурое, сентябрьское, выходят на обычную свою «вахту» Шурики, Вовки, Васьки, Петьки, а измученные матери глядят в спину своим чадам: не возвращался бы ты дольше, сынок! В каком мы обществе живем, люди? На наших с вами глазах гибнут десятки, сотни людей… Все привыкли к этому. Это страшно! А как думаете вы?
П. Ижемцев.
Мы все вышли из школы
Из окна Кипиевской средней школы - вид на Печору-реку, зеленые луга за рекой, далекие перелески. Этот акварельный пейзаж мне заранее приносил радость встречи со школьниками и учителями. Рядом со школьным зданием небольшой сад из лиственных деревьев. Здесь же памятник Герою-земляку Александру Чупрову, созданный учениками и учителями под руководством Николая Терентьевича Братенкова, тогдашнего директора школы.
...В 1933-1936 годах я учился в Кипиевской начальной школе. Тогда школа размещалась в большом и красивом доме богатого крестьянина Марк Филя. Из учителей помню Егора Ивановича (смутно) и Зою Петровну. Всем нам нравилась Зоя Петровна, молодая, красивая, всегда ровная, с певучим голосом. Она любила своих учеников, вместе с ними порой каталась с горки. Помню, из-за какой-то инфекционной болезни школу на время закрывали, так она вместе с нашими матерями, бабушками приходила под окна школы, подолгу стояла и смотрела на нас, улыбалась. Выводила она нас к реке или на поле, рассказывала о травах, колосьях ячменя или овса. В те годы колхоз «Путь Ленина» получал довольно высокие урожаи зерновых, выращивал много картофеля, овощей. Уроки Зои Петровны - это уроки открытий. Наверное, потому так ее любила детвора. В те годы учителю было труднее. Многие из нас очень слабо владели русским языком. В годы нашей учёбы осуществлялся переход с латинизированного на молодцовский алфавит, что тоже сказывалось на успеваемости. Не было и стабильных учебников. X съезд Советов Коми автономной области, проходивший в январе 1935 года, выдвинул задачу - постепенно, начиная с 1935/36 учебного года обеспечить всеобщее семилетнее обучение детей не только в городе, но и в сельской местности. Конечно, не обходилось без шалостей. Дети есть дети. Но учительница никогда не повышала голоса.
Из мальчишек и девочек тех лет мало кто остался в живых, одни пали на войне, другие из-за непосильного труда и недоедания рано ушли в мир иной. Так нам ни разу и не удалось вместе собраться. А жаль. Было что рассказать друг другу.
…В годы работы в редакции райгазеты, да и в краеведческом музее я не раз бывал в школе, бывал на уроках. В годы, когда возглавляли учительский коллектив Татьяна Яковлевна Хозяинова и Милица Андреевна Хозяинова, на мой взгляд, школа была не показной, а по-умному организованной, где высокая успеваемость сочеталась со столь же высокой требовательностью. Впрочем, немало хорошего я слышал и о других директорах школы.
В свое время я не раз беседовал с Татьяной Яковлевной, этой лиричной и обаятельной женщиной. О ней были опубликованы мои очерки в «Красном знамени» и в «Сельской жизни». Для нее механический объем знаний никогда не был главным критерием. Она была уверена, что эрудиция сама но себе еще не предполагает в человеке ни сердца, ни гражданственности, ни умения мыслить самостоятельно. Она, преподаватель биологии, с горечью поведала мне об ослаблении у большой части молодежи извечной крестьянской привязанности к природе и самой земле, на примерах доказывала, что отношения с землей в основном опосредованы через машину, через деньги… В селе хлеб покупают, а не пекут из выращенного собственными руками зерна. В условиях, когда к земле уже мало прикасаются руками, очень важно, считала она, приблизить ребят к ней через знание ее законов, которое может дать умный учитель.
Мне по душе были уроки и учителя словесности Милицы Андреевны. Еще в те времена, имеются в виду шестидесятые и семидесятые годы, когда преподавателям предлагалось преподносить ученикам литературные образы арифметически, как сумму слагаемых, раз и навсегда определенных «черт характера», она уходила от мертвых схем и требовала от ребят личной, а значит, творческой оценки произведений. Она знакомила своих учеников со стихами Блока, Есенина, нередко читала и свои стихи.
Эти женщины-педагоги жили жизнью села. И все, что входит в понятие села: поля, луга, лес, зори, близость между людьми и своеобразие их характеров - для них было нормальной средой. И они по мере своих сил и возможностей старались обогатить культурную жизнь сельчан, немало сделали для создания в нем интеллектуальной атмосферы. Татьяна Яковлевна была бессменным депутатом, возглавляла постоянную комиссию по культуре. Она была агитатором, наставником, многое делала по воспитанию молодежи. Ее работа в школе и общественная деятельность высоко оценены - она была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Милица Андреевна многие годы была лектором, пропагандистом, антивно участвовала в художественной самодеятельности. Это она написала слова песни о Кипиеве. По праву она была удостоена звания заслуженного работника культуры Коми АССР. В одно из посещений школы Милица Андреевна мне торжественно вручила Грамоту о занесении меня в Книгу почета школы. Эту грамоту я берегу и ценю, как и другие высокие награды, подписанные власть предержащими.
Года два назад я снова побывал в школе. Мне предоставили возможность встретиться со старшеклассниками, побеседовать с ними, рассказать об истории района, села. Встречей я остался очень доволен. Понравилось мне и то, что школьники приветливо здороваются со взрослыми.
Наверное, в районе есть школы лучше Кипиевской, лучше оснащены техникой, компьютерами, приборами. Но эта школа нам дорога тем, что в ней мы получили первые уроки грамоты, первые уроки добра. Из Кипиевской школы вышло много хороших людей - организаторов производства и настоящих мастеров, специалистов различных отраслей, многие из которых удостоены ученый званий и степеней. Обо всем этом поведал школьный музей, возглавляемый Елизаветой Егоровной Ануфриевой. А мне, журналисту и краеведу, собирателю местной истории, хочется, чтобы юные краеведы школы более настойчиво собирали материалы об истории села, чаще встречались с ветеранами войны и труда, записывали их воспоминания. Рано или поздно о селе будет написана книга, где будут запечатлены все добрые дела моих земляков.
Н. Хатанзейский,
член президиума республиканского
общества по изучению Коми края.
Берегите родную природу
Любовь, бережное отношение к природе, ко всему живому нужно воспитывать у детей с самого раннего возраста. Этим должны заниматься родители, посещая лес, рассказывать детям обо всем: какие растут деревья, какие обитают птицы в наших лесах. Как ведет себя родитель в лесу, потом так же будет относиться его ребенок. На глазах у своих детей родители рубят деревья где им вздумается, не убирают за собой сучья, собирают ягоды комбайном, тем самым нарушают кустарник. Посещая лес, можно заметить, что ягодник черники, голубики весь высох, уже не плодоносит. Заготавливают веники, рубят молодой березняк, бросают на луга, на которых частники заготавливают сено, относятся по-хамски: надо – возьму, а после меня хоть трава не расти.
Работу по экологическому воспитанию детей обязаны вести педагоги, работники библиотек. Наша центральная детская библиотека много лет занимается этой работой. Организуем по временам года книжные выставки, чем каждый период замечателен.
Посмотрите вокруг, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, речка, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Вот об этом мы рассказываем детям.
Организуем книжные выставки: «Матушка-природа», «Лес – наше богатство», «Жить в согласии с природой», «Где ты ходишь, лето?», «Береза-березонька», «Цветики-цветочки», «Золотая волшебница Осень», «По лесным тропинкам». Рассказываем ребятам: «почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?» К каждой беседе задаем вопросы викторины, загадки.
Когда вы, ребята, идете в лес, вы должны хорошо знать, как надо вести себя в лесу. Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу.
Предлагаем книги писателей, пишущих о природе: В. Бианки, Н. Сладков, М. Пришвин, Е. Чарушин, да много других интересных писателей.
Года три как мы играем в игру «Кто хочет стать Всезнайкой?», вопросы в основном по школьным предметам. Для каждого класса тематика разная. Вопросы нам кажутся простыми, а ребята иногда затрудняются ответить. Надо отметить: много читающие отвечают лучше, иногда чувствуется воспитание родителей. У какого дерева дрожат листочки? Из какого дерева делают спички? Кто поет воздушными пузырями? Какую рыбу и щука не проглотит? Какое дерево является символом России?
Эта игра дает познание некоторых вопросов и расширяет кругозор ребят. Посещают мероприятия, начиная с детского садика (подготовительные группы), с первого и по четвертый класс. Старшие классы изъявляют желание, но нас не поддерживают учителя-предметники.
Природа хороша по-своему во все времена года. Природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас рачительного, бережного отношения к себе. Но не многие об этом помнят, когда находятся в лесу – взрослые и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. Вот об этом и ведем мы разговор на мероприятиях.
А. Канева,
директор
детской центральной библиотеки.
|