Вызвать недовольство работой милиции очень просто, всегда найдутся основания. Кого-то наказали - и родственники, друзья считают, что несправедливо. Не нашли вора, грабителя и убийцу - значит укрывают; молодежь пьянствует, устраивает в клубе драки - значит, милиция не работает и т. д.
В последнее время в средствах массовой информации появляются разного рода статьи: то “Ижма тонет в “левой” водке”, то “Ижма тонет в крови” (“Московский комсомолец”), то открытое письмо от жителей заречья Главе РК и уполномоченному по правам человека в РК. И во всех - нападки на милицию и другие правоохранительные органы.
И сегодня мы попросили в какой-то степени прокомментировать ситуацию, ответив на вопросы, начальника криминальной милиции Ижемского РОВД А. М. Терентьева.
- Александр Михайлович, в газете “Московский комсомолец” была напечатана статья “Ижма тонет в крови”, где подробно описано убийство двух молодых людей: Саши Филипповой и Сергея Артеева. И обвиняются в этом жутком преступлении сотрудники правоохранительных органов.
-Расследованием этого дела сейчас занимается прокуратура Республики Коми, и уже она поставит, как говорится, все точки над i : было это убийство или несчастный случай.
-В газете “Веськыд серни” опубликовано открытое письмо Главе РК Торлопову В.А. и уполномоченному по правам человека РК Вокуеву Л.М., которое подписали многие жители заречья. Речь в данной статье шла о недоверии руководителям правоохранительных органов.
-По поводу данной статьи я могу сказать, что, хотя и стоят под ней подписи многих людей, кто является организатором и идейным вдохновителем данной статьи - можно узнать по стилю письма. А на счет подписей, вспомните 1937 год, когда люди писали в газету “Правда”, ставили подписи под письмами целыми коллективами и призывали привлечь к суду “врагов народа”. В наше время, если тебе еще за это и платят, подписи можно собрать под любым воззванием, вплоть до создания отдельного Ижемского государства для ижемцев. Лишь бы деньги были да время, а у учредителей данного издания имеется и то, и другое.
Следует отметить, что из всего состава РОВД, где более 100 человек, лишь около 10 - приезжие, все остальные - местные, то есть уроженцы нашего района. В милицию идут люди из нашего же общества, специально милиционеров в инкубаторе не выращивают. Так что каково общество - такова и милиция, от этого никуда не уйдешь.
- В этой же статье упоминается о смерти Сергея Семяшкина из Бакура, Андрея Муравьева из Сизябска. Эти преступления до настоящего времени не раскрыты?
-Да, они пока не раскрыты, но по ним проводится определенная работа. Однако, бывает так, что мы знаем, кто совершил преступление, но доказательств нет и преступление остается нераскрытым.
Сергей Семяшкин умер в 1994 году, а не пять лет назад, как указано в статье. И эта ошибка сделана, на мой взгляд, специально, так как в то время руководителями РОВД и прокуратуры были совсем другие люди и к раскрытию данного преступления не имели никакого отношения. Тем более, что те, кто подписывался под статьей, знали об этом прекрасно.
(Александр Михайлович Терентьев работает в системе МВД с 1989 года. До этого после окончания Ленинградского сельхозинститута 4 года работал в совхозе “Кельчиюрский” прорабом. В 1989 году поступил на Высшие курсы МВД СССР по линии БХСС и с 1990 года работал вначале оперуполномоченным БХСС, а потом ст. оперуполномоченным БХСС и БЭП. С января 2000 года назначен на должность начальника криминальной милиции Ижемского РОВД - прим. авт.)
По поводу пропажи Андрея Муравьева могу сказать, что он пропал при очень странных обстоятельствах. Проживал он дома один, и родственники заметили его исчезновение через три дня, когда были поминки по деду Андрея. А самое интересное, поминки проводили в том же доме, где проживал Андрей. В доме была проведена уборка, полы вымыты.
Разбираться по данному факту приезжал и сотрудник из УУР МВД РК, но что произошло в доме, также не мог выяснить.
В дополнение могу сказать, что очень часто родственники и знакомые не заявляют в милицию о пропаже. Так, в Щельяюре осенью 2001 года пропал молодой парень. Родители об этом никому не говорили, в милицию не заявляли, а когда уже участковый, узнав об этом через месяц, вызвал отца и взял у него объяснение - время уже было потеряно. Весной труп этого молодого человека был найден в курье п. Щельяюр. И что там произошло, никто не может сказать. А все из-за того, что было упущено время для сбора показаний, и свидетели уже не помнили точно, когда его видели в последний раз. И это не единичный случай.
В Ижме пропал несовершеннолетний Чугаев Тимур. С заявлением по факту его пропажи обратились с роо, поскольку он не появлялся в школе, а его мать написала заявление уже после того, как была приглашена в милицию через 14 дней. Родственники мальчика говорили, что он якобы уехал в Сыктывкар, что его видели на ст.Ираель. Находились даже свидетели. А труп мальчика с телесными повреждениями спустя месяц нашли в реке Куча. Сколько сил и времени пришлось потратить работникам милиции, чтобы раскрыть данное преступление.
- В последнее время все больше внимания уделяется мерам по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. В 1999 году вышел Федеральный Закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. В этом году - Постановление Правительства “О дополнительных мерах по усилению профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних”.
-По Ижемскому РОВД такая работа проводилась совместно с МОБ и криминальной милицией. И у нас имеются факты, когда дети убегают из дома, зарегистрировано четыре таких случая. Так, сын Братенкова Н.Т. убегал из дома два раза. Первый раз его нашли в Сыктывкаре, второй раз, уже благодаря сотрудникам ППС, ему не удалось выехать из Ижмы, сняли с автобуса.
А вот самый свежий пример. После ссоры с родителями 18 августа ушла из дома несовершеннолетняя дочь Канева К.К. из Ласты, и до настоящего времени ее местонахождение неизвестно. Канев заявление в милицию о розыске дочери давать сразу не стал, а когда об этом стало известно работникам милиции и участковый поехал к ним домой, жена Канева не пустила в дом участкового, сказав, что она заявление не писала и никакие показания давать не будет. В стороне от происходящего оказалась и Мохченская школа, они также не обращались в милицию по розыску девочки.
А Канев К.К. обратился в милицию аж 13 сентября, и с двумя заявлениями. В первом он интересуется, на каком основании работники милиции разыскивают его дочь, а во втором - просит помочь в розыске дочери.
- В “Криминальной хронике” было сообщение о случае из ряда вон выходящем, когда мужчина убил свою сожительницу и труп закопал во дворе своего дома. Что вы можете сказать по этому поводу?
-В РОВД обратилась жительница Щельяюра гр. С. по поводу того, что она не видела свою дочь уже с 19 августа. Дочь проживала со своим сожителем отдельно в своем доме. В ходе разбирательств по данному факту выяснились очень странные обстоятельства. Когда работники милиции с трудом нашли этого гражданина, то при опросе он объяснил, что его сожительница где-то гуляет и последний раз ее видели недавно дети на автобусной остановке, якобы она на автомашине уехала куда-то. Потом уже после проверки его показаний и под неопровержимыми уликами признался, что 19 августа распивал со своей сожительницей у себя дома спиртные напитки. Возникла ссора, в ходе которой он несколько раз ударил свою сожительницу, после чего она скончалась. Труп пролежал у него дома 3 дня, после чего он вырыл около своего дома могилу и закопал ее там. Такие вот дела творятся у нас в районе.
- Александр Михайлович, насколько я знаю, в районе обнаруживаются и неопознанные трупы. Какая работа проводится по установлению их личностей?
- По нашему району числится пять неопознанных трупов. В мае 1997 года в устье реки Ижмы обнаружен труп неизвестной женщины, в сентябре 1999 года на левом берегу Печоры напротив Брыкаланска - труп неизвестного мужчины, в октябре 1999 в 40 км от Краснобора обнаружены останки человека, в мае 2000 года на берегу Ижмы возле Вертепа - полуразложившийся труп мужчины, и в августе 2002 года на берегу Печоры около Красноборского ручья найдены останки человека.
- А сколько человек по району считаются без вести пропавшими?
- На сегодняшний день числится 7 человек, которые пропали без вести: потерялись в лесу, утонули в реке без очевидцев и т.д. Эти данные с 1997 года. К сожалению, каждый год список пополняется. Но такова жизнь, несчастные случаи всегда были и будут.
Н.Николаева.
Горизонты дорожного строительства «Северстроя»
Дорогу Ижма – Щельяюр, по воспоминаниям Кокоткова, который был руководителем дорожников в начале строительства этой жизненно-важной для нашего района дорожной артерии, начали строить еще в 1923 году. И если иметь в виду твердое покрытие, то она все еще продолжает строиться. Правда, начала она прокладываться через бедамельские и диюрские луга, сейчас идет через лес, минуя сельхозугодья.
Н.П. Артеев, который около 13 лет был председателем Ижемского райисполкома, как-то по пути в Щельяюр выразился очень оригинально:
-Если бы все средства, потраченные на эту трассу, были медными пятаками, то вся дорога была бы уже покрыта медью.
Все это вспоминалось мне, когда с фотокорреспондентом М. Мельничуком ехали в Щельяюр для того, чтобы ознакомиться с деятельностью ООО «Северстрой», одного из основных дорожно-строительных предприятий района. В этом году исполнилось 10 лет со дня организации общества дорожников.
Известно, что строительство дорог в нашем районе с начала прошлого века было головной болью всех власть имущих района все последующие годы, о чем уже говорилось выше: единственную крайне необходимую дорогу строили не один десяток лет.
В целях ускорения дорожно-строительных работ в районе в 1987 году был создан хозрасчетно-дорожный строительный участок (ХДСУ) объединения «Агроспецдорстрой» министерства сельского хозяйства республики.
Начальником участка был назначен Е.А. Сметанин, а вскоре его сменил А.И. Южин. Но оба они не были специалистами–дорожниками, поэтому в 1989 году руководителем участка стал уже специалист этого дела Захаров, который проработал здесь около трех лет. Именно при нем был впервые в районе покрыт асфальтом участок дороги Диюр-Щельяюр.
…В стране проходила коренная ломка прежних экономических отношений. Был провозглашен курс на рынок, который справедливо в те годы называли диким.
В корне менялись производственные отношения, все пошло наперекосяк. Естественно, все это затронуло и наш дальний северный район. ХДСУ фактически распалось, материально-техническая база участка была распродана, разворована. Строительство дорог в сельских местностях фактически приостановилось. Тем более, только ДРСУ не в состоянии удовлетворить все коммуникационные нужды.
В 1992 году в Ижемском РАПО созрела идея создать специальный дорожно-строительный кооператив. После долгих раздумий и бесед с людьми тогдашний начальник РАПО Я.В. Канев предложил возглавить этот кооператив зам. управляющего райсельхозтехникой С.З. Семяшкину.
Выбору этой кандидатуры помогло и то, что в свое время Яков Васильевич работал с этим человеком вместе в совхозе «Красноборский». Он – главным экономистом, а Семен Зиновьевич – главным инженером. Присматривался к нему, и когда последний работал в сельхозтехнике, знал его несомненные организаторские способности и хозяйскую сметку. Кстати, директором совхоза во время работы друзей там был отец С.З. Семяшкина Зиновий Семенович. Тоже большой специалист-аграрник. До этого он работал в совхозе гл.инженером, когда директором был известный в районе Д.А. Терентьев, а после работы в совхозе был выдвинут на должность управляющего отделением райсельхозтехники.
Наследство от ХДСУ осталось для нового руководителя незавидное: один полуразвалившийся экскаватор и такой же бульдозер. Но и АБЗ, который надо было тоже восстанавливать.
Первым делом надо было решить две важнейших задачи: во-первых, укрепить, вернее, начать создавать заново материально-производственную базу, во-вторых, найти человека, который досконально бы разбирался в вопросах дорожного строительства.
С техникой немного наладилось: отремонтировали оставшуюся от ХДСУ, из Усть-Куломского района пригнали три КАМАЗа. Взяли в аренду. Через РАПО взяли кредит (10 млн.руб.) для приобретения запчастей и горюче-смазочных материалов и выплаты зарплаты рабочим.
С кадрами тоже была проблема. К примеру, долго искали человека на бухгалтера. Все отказывались, мотивируя тем, что зарплата маленькая, да и думали, что вряд ли из кооператива выйдет какой-то толк.
Одной из своих побед руководитель коллектива и сейчас считает то, что к ним на работу пришел С.И. Мельников, настоящий специалист по дорожному строительству.
Кстати, начинал свою трудовую деятельность дорожным мастером Сергей Иванович после окончания Новгородского дорожного техникума как раз в Ижемском доручастке (начальником тогда был Уваров). Но вскоре его взяли в армию. После армии работал в южных районах республики, а на момент приглашения его сюда был в Ираеле. Конечно, не сразу согласился, но все же решил вернуться на работу в наш район. И, по-моему, не жалеет о своем решении. С.З. Семяшкин говорит, что вряд ли в районе найдется такой опытный дорожник-строитель, и я с ним вполне согласен.
Таким образом, в этом году ООО «Северстрой» исполняется 10 лет, с чем и надо поздравить как Семяшкина, так и Мельникова, а равно и тех более двух десятков человек, которые начинали с ними трудиться в дорожном кооперативе.
В 1997 году по новому законодательству и ДСК приказал долго жить. Он был преобразован в ООО «Северстрой». Сразу же следует сказать, что это вполне самостоятельное предприятие, которое надеется только на свои силы и возможности.
За это десятилетие неузнаваемо изменилась материально-техническая база предприятия. Достаточно сказать, что только самоходной техники насчитывается 65 единиц, в том числе 8 экскаваторов и столько же бульдозеров. Есть и свой флот: два буксирных теплохода, 6 барж, один катер КСК.
Флот предприятия в основном используется на доставке различных грузов в Нарьян-Мар - не только из Щельяюра, но и из Печоры.
Только в прошлом году на приобретение новой техники было израсходовано 6 миллионов рублей, в этом году – 3, но предполагается направить на эти цели еще 4 млн. рублей.
У ООО есть свои электроцех по перемонтажу электродвигателей, цеха по топливной аппаратуре и агрегатный, скоро будет сдана в эксплуатацию столярка.
В этом же году построена и уже работает своя столовая, капитально отремонтированы жилые дома, в которых проживают свои дорожники. Заканчивают и склад на двух уровнях - холодный и теплый.
Сейчас завершается евроремонт в конторе предприятия. Кстати, трудно ее назвать только конторой, потому что там же – сауна, гостиница, большой зал для заседаний. Есть даже камин. В парилке сауны через компьютер можно установить любую температуру вплоть до 100 и даже выше градусов.
Читатели нашей газеты, наверное, что такое евроремонт, знают только из газет. Так вот, у кого есть возможность побывать в Щельяюре, зайдите сюда или в контору «РКМ Ойл» (в бывшей конторе оптовой базы райпотребсоюза) и узнаете, что это такое. Действительно, впечатляет.
Дорожники этого предприятия начали свою деятельность с покрытия асфальтом участка дороги Краснобор-Вертеп. А за эти 10 лет они возвели полотно и заасфальтировали 60 километров дорог. (Для сравнения: Ижемское ДРСУ - 30 км). Кроме этого, построено 20 километров грунтовых трасс. Когда трудно было с оплатой за работу дорожникам, они даже выезжали в Ненецкий автономный округ, в котором прокладывали дорогу из Нарьян-Мара в тундровый поселок Красное. Сдали в эксплуатацию участок в 10 километров.
В настоящее время они строят грунтовки в двух направлениях для нефтяников и дорогу Мохча-Мошъюга, работы на которой должен оплачивать дорожный департамент республики, но, к сожалению, там не спешат платить. Более того, за работы, выполненные в прошлые годы, департаментом не уплачено около 8 миллионов рублей. Дорога Мохча-Мошъюга прокладывается пока только за счет собственных ресурсов. Для нефтяников северстроевцы тянут нитку дорожного полотна на Макаръельскую площадь и через красноборские болота.
Правда, сейчас также есть возможность поработать и в Нарьян-Маре, и «Амкому», но вначале надо выполнять свои, внутренние заказы.
Если в начале деятельности предприятия считали копейки, то сейчас, конечно, режим экономии тоже неукоснительно соблюдается, но речь идет уже о миллионах. В прошлом году было выполнено всех работ - и дорожных, и транспортных, и т.д. - на 60 миллионов рублей.
Налогов разных уровней было уплачено около 4 миллионов, только за 7 месяцев этого года их уплачено 2,7 миллиона рублей. Недаром в райфинотделе говорят, что ООО «Севердорстрой» - один из основных налогоплательщиков в районе.
Вместе с тем, своевременно выплачивается и зарплата. В прошлом году среднемесячная зарплата составляла 7204 рубля, а в этом году - уже 8280 рублей. Но и это не все. Приезжим жилье предоставляется бесплатно, все работники 3 раза в день питаются в двух столовых общества бесплатно. Кстати, баня здесь работает круглосуточно.
Большое внимание обращается и на благотворительность. Только в этом году школам, детским учрежденям, другим организациям оказана разного вида помощь на сумму 200 тысяч рублей. Животноводческую продукцию предприятие берет только у наших колхозов. В этом году только у ООО «Красноборское» приобретено мясо почти на 200 тысяч рублей.
Предприятие намерено полностью восстановить и православную церковь святых мучеников Кирика и Иулитты в Щельяюре. Только за проектную документацию пришлось выложить 67 тысяч рублей.
Рассказывая об этом предприятии дорожников, нельзя не остановиться и на лучших людях, которые здесь трудятся. Сразу же следует оговориться, что соблюдение крепкой трудовой дисциплины всегда на первом плане. Всякий дисциплинарный проступок карается очень строго, вплоть до немедленного увольнения. Поэтому, видимо, и в силу хорошей оплаты, условий труда, о дисциплине говорят меньше всего: все дорожат своим рабочим местом и, разумеется, высокими заработками. Наверное, добрая треть работающих имеет уже свои личные автомашины. Большинство тех, кто перешел сюда на работу 10 лет тому назад, до сих пор трудятся на этом предприятии.
Семен Зиновьевич говорил о том, что все стараются, нарушение трудовой дисциплины здесь является чрезвычайным происшествием.
Руководители предприятия стремятся принимать на работу в большинстве своем людей из местного населения. Достаточно сказать, что около 80 процентов в коллективе – жители района. Но, тем не менее, общество испытывает острый недостаток в квалифицированных кадрах. И сейчас, например, два экскаватора фактически простаивают – нет машинистов. Еще два работают в одну смену по той же причине.
Из 8 бульдозеров сейчас в работе только половина. И опять же из-за отсутствия механизаторов.
По штатному расписанию в управленческом аппарате должно быть 22 человека. Их же пока 12. Ничего, пока справляются.
Руководители предприятия ведут работу и по обучению кадров. Двух молодых людей направили в лесной институт, двоих обучили на месте.
Как уже говорилось выше, коллектив дорожников стабильный, многие трудятся здесь даже семьями.
Из Щельяюра Владимир и Василий Тымчишины работают вместе с женами, Григорий и Владимир Каневы – братья. Кстати, Григорий работал еще в ХДСУ.
Из Диюра Валерий и Андрей Ануфриевы тоже братья, равно как и Сергей и Николай Терентьевы из Вертепа. Из Ырген-Шара трудятся отец с сыном – Семен и Михаил Филипповы, отец и сын – Богдан и Павел Ромах, Нурия и Сергей Кореньковы – мать с сыном, Владимир и Елена Журавлевы – муж с женой. Они из Крыма. Елена Геннадьевна – зав.столовой и одновременно комендант общежитий.
Отлично трудится экскаваторщик Николай Галайда, заслуживает особой похвалы работа Николая Чупрова из Сизябска. Бульдозерист Лисовский, водители Ковальский и Луговой являются уже старожилами этого предприятия. Отметить надо и мастеров – П.Ф. Артеева из Щельяюра, Ф.В. Сметанина из Ырген-Шара.
Поинтересовался у Семена Зиновьевича, какие задачи ставят они перед собой.
-Основной задачей является обеспечение материального и социального благополучия каждого нашего работника и его семьи.
Г. Филиппов.
На снимке: руководитель ООО «Северстрой»
С.З. Семяшкин.
|